Огромный выбор видов и сортов декоративных растений не упрощает процесс планирования цветников, рабаток и других садовых композиций, поскольку нужно помнить о многом. Каждое растение предъявляет свои требования к условиям выращивания, уходу и даже побору партнеров, но самое сложное – найти для композиции баланс сугубо эстетических характеристик. Не запутаться в процессе отбора лучших кандидатов на роль звезды или скромного партнера в декоративных ансамблях позволяют простые критерии, по которым оценивают все декоративно-лиственные и красивоцветущие культуры.
Содержание:
- Как выбрать «правильные» растения для цветника?
- В начале – общий замысел
- Первый шаг – разделение солистов и партнеров
- Высота и габитус – основа пространственной организации композиции
- Форма листьев и особенности их строения
- Крупные и мелкие листья и игра с цветом — основа глубинных контрастов и нескучных ансамблей
- Форма и тип цветения – самый очевидный из инструментов оформления
- Непрерывная эстафета цветения
- Эмоциональный цвет
- Визуальные недостатки и постоянство растений
- Душистые облака там, где вы сможете ими наслаждаться
Как выбрать «правильные» растения для цветника?
Создание цветников и рабаток, пейзажных групп, композиций из деревьев и кустарников, оформление палисадника и миксбордера, озеленение у террасы или зоны отдыха, внесение разнообразия в облик газона с помощью отдельных «островков», введение пятен сезонного цветения и даже скелетные посадки — все эти декоративные композиции в саду требуют внимательного, тщательного и взвешенного планирования.
Определение стиля, расположения растений, формы и размеров композиции, ее соотношения с окружающим пространством и средств гармоничного соединения с садом в целом, поиска декора и интересных решений — задачи непростые. Но самым сложным в создании декоративных ансамблей все равно остается подбор растений.
Несмотря на то что все садовые культуры неповторимы и уникальны, у каждого вида и сорта есть и свои преимущества, недостатки, и особенности. Создавая большие или маленькие, сезонные или долговечные композиции, приходится учитывать десятки факторов взаимодействия растений между собой.
Конечно, есть и сугубо практические критерии отбора – одинаковые требования к почве, ее составу, характеристикам и освещению. Но их, как и стиль оформления, заданную тему, характер композиции и другие базовые основы построения композиций, подбирают и определяют до того, как приступают к поиску удачного соотношения растений. Это так называемая основа, по которой формируют список растений-претендентов. А вот достижение максимально декоративного эффекта композиции требует подбора и оценки совсем других параметров – эстетических.
Удачный подбор партнеров и общий замысел композиции, стремление к неповторимому цветению и яркой индивидуальности – все эти факторы «увязать» между собой не так просто. Многим садоводам, особенно новичкам в деле обустройства своих участков, часто кажется, что удачное планирование цветника или рабатки – задача, которую сможет выполнить только профессионал.
Но с приобретением практики и при внимательном подходе успеха можно добиться и без специальных знаний. Тем более, что все «секреты» дизайнеров – это те приемы, которые может применять на практике каждый. И подбор растений — не исключение. Ведь на самом деле никаких тайных знаний нет: ландшафтный дизайн строится на понятных, логичных и простых законах построения композиций и взаимодействия элементов.
В выборе растений для декоративных ансамблей нет ничего несущественного: оценку и подбор проводят всесторонне, не забывая и о характере роста, и о листьях, и о цветении, и даже о сезонности. Для достижения задачи создания красивого цветника или группы, в целях достижения максимальной декоративности придется оценивать и учитывать все без исключения эстетические параметры, не упуская из вида и очевидных преимуществ, и недостатков.
Если разложить все «по полочкам», то опасность забыть о чем-то важном или упустить из вида один из параметров сразу исчезнет. Чтобы не запутаться в подборе декоративных растений, достаточно составить список тех признаков, по которым их надо оценить – т.е. список критериев выбора.
10 главных критериев в подборе растений:
- Сольный, партнерский или заполняющий характер растения.
- Высота и размер растения, форма куста или форма роста.
- Форма, фактура и текстура зелени.
- Размер листьев.
- Окрас листьев.
- Размеры цветка и тип соцветий.
- Окраска цветков и соцветий.
- Сроки цветения.
- Стабильность декоративности или период декоративности.
- Запах или его отсутствие.
В начале – общий замысел
Начать стоит с определения принципов выбора декоративных культур, которые учитывают все десять критериев оценки. Всего различают два типа композиций.
Построенные по принципу контраста
Построенные по принципу контраста – ансамбли, в которых взаимодействуют растения с противоположными характеристиками. Контраст может захватывать несколько характеристик сразу или сводиться только к одному из критериев — форме куста, размеру листьев, окрасу и форме соцветий и т.п.
Смысловое значение всегда имеют контрасты, затрагивающие листву и строение кустов (их называют глубинными, неочевидными контрастами), а вот самые броские и заметные—контрасты, связанные с наиболее броскими и яркими отличающимися признаками — цветением (поверхностные контрасты). Например, контрастируют между собой туя и спирея, бадан и лилейник, бузульник и декоративные злаки, астильба и хоста, очитки и овсяница, рудбекии и лиатрис, розы и дельфиниумы, и т.п.
Построенные по принципу нюанса
Построенные по принципу нюанса – это композиции, в которых растения подбирают так, чтобы сходных черт и общих характеристик у них было больше, чем отличий. При этом однообразие, нюанс обычно создают, подбирая похожие либо по форме куста или соцветий, либо по окрасу и фактуре растения, добавляя композициям интересности и выразительности путем различия в других характеристиках.
Фактически, нюанс невозможен без контраста, но не очевидного, а глубинного, мягкого, скрытого, деликатного использования противоположностей, не дающих всему ансамблю слиться в сплошное скучное пятно. Так, введут нюанс в ансамбли дуэты астильбы и волжанки, лихниса и полыни, флокса и фиалок, дельфиниума и люпина, мака и анемон или портулака, хост и гераней, манжетки, гейхеры и т.п.
Первый шаг – разделение солистов и партнеров
Все растения в любой декоративной композиции, как на клумбах, так и группах из деревьев и кустов, можно разделить на три типа.
Солисты или акценты
Их смело можно назвать визуальными «маяками», главными притягивающими взор и задающими настроение культурами. Акценты, солисты, фокусные точки, маяки — как такие растения не назови, их роль все равно останется определяющей и доминирующей.
Обычно под солистами подразумевают крупные растения, но главное — не габариты, а выразительность. Солисты – растения с необыкновенно эффектной формой, броской листвой или особо роскошным цветением, интересные по линиям, графике или текстуре, с четкими или экстравагантными формами, которые сразу, с первого взгляда вызывают эмоции и ассоциации.
Солисты всегда первыми выделяются в любой компании, резко отличаются от окружения, задают настроение любому декоративному ансамблю, объединяют группу в единое целое, определяют стиль, тему или идею оформления, сезонность и цветовую палитру.
В качестве солистов используют красивоцветущие кустарники, самые эффектные многолетники, узнающиеся с первого взгляда, штамбовые и стриженные растения. Число солистов не ограниченно одним растением, в композиции можно создавать несколько фокусных точек притяжения взора, задавать при помощи акцентов ритм и динамику. Розы, гортензии, пионы, роджерсии, дицентра, мискантус, стриженные самшиты – пример типичных солистов.
Партнеры
Это культуры, которые подбирают под конкретного солиста или акцент. Главная задача растений-партнеров – оттенение и подчеркивание солиста, максимально эффектное раскрытие его достоинств. Именно партнеры придают композициям массу и объем, наполняют ее красочным цветением, смыслом и характером, гарантируют, что композиция будет привлекательной в течение всего года или хотя бы всего садового сезона.
В качестве партнерских культур обычно рассматривают растения пышные, способные создавать крупные интересные пятна, стабильно декоративные, с интересным цветением. Главные их характеристики – густая листва и выразительная красота, объемность. Партнерами часто выступают лаванда, горец, мята, монарда, астильбы, рудбекии, синеголовник, папоротники, флоксы, герани (хотя именно герани могут играть и роль заполнителя).
Заполнители
Это растения, которые создают фон – «смыкают» посадки там, где нужно, вводят переходы и гармонизируют восприятие, маскируют прогалины и пустоты, компенсируют или скрывают недостатки партнеров и солистов. Заполняющие растения создают самые яркие цветовые и сезонные пятна и текстурный фон.
Подбор растений начинают именно с главных, доминирующих культур, под которые затем подбирают растения-партнеры, а заканчивают составление ансамбля заполнителями, или фоном.
Высота и габитус – основа пространственной организации композиции
Высота и объем растений — параметры, определяющие вертикальную структуру композиций, придающие ей интерес или, наоборот, несущие скуку, отвечающие за баланс массы и эффект наполнения. На высоту и объемность ориентируются, определяя место растения в композиции, создавая линейную или нелинейную вертикальную структуру.
Учет разной высоты и объема позволяет удачно включить растение и в конкретную композицию, и создать связующее звено с садом в целом. Высокие растения высаживают на заднем или среднем плане, создают визуальный и вертикальный центр композиции, используют для акцентирования, а в композициях с задачей маскирования или с односторонним обзором или линейной структурой – как эффектный высокий фон. Низкорослые растения используют на переднем плане и в качестве заполнителя. Подбирают растения всегда от высоких к низким.
Графика ветвей, контуры, характер линий — те параметры, которые известны также как габитус растения. Они определяют стилевую направленность и характер композиции, задают основные мотивы и раскрывают замысел.
Строгие линии или формы для регулярных садов и природная мягкость для естественного стиля, игра с геометрией и соотношением контуров, воздушная легкость или массивность, управление оптическими эффектами и «ловушками», достижение баланса элементов с разным визуальным «весом» — все это параметры ансамблей, на которые влияет физиономический тип растений. И подбор по габитусу – один из самых важных для любой композиции критериев выбора растений, задающий тон всему оформлению и создающий основу стиля.
Солисты с выразительным габитусом и партнеры-невидимки, акценты, притягивающие взор линиями, могут изменить облик даже скромного собрания культур.
Форма листьев и особенности их строения
На том, воспринимается ли растение ажурным или кудрявым, строгим или орнаментальным, можно построить фантастически красивые сочетания. Разнообразие форм листьев у растений велико. Игра на контрастах удлиненно-ланцетных и округло-почковидных, сердцевидных, мечевидных и перисто-рассеченных листьев создает основу красивого взаимодействия.
Листья соседних растений должны всегда отличаться по форме. Но кроме этого стоит учитывать и фактуру, и текстуру – качество и особенности поверхности листа, ее восприятие, эффект, впечатление от массы листьев.
Фактуру создают опушенные или глянцевые, шершавые, гладкие, рассеченные, рюшевые или морщинистые поверхности, а вот характер крепления, плотность расположения и роста листьев – это текстура. Фактура листьев создает эффект живого металла, бархата, ткани, делает растение «блестящим» или фоновым, более или менее броским.
Текстура же определяет восприятие растения и является фактически рисунком светотеней или пятен, которые создает листва в своей массе. Элементы разной фактуры и текстуры – та основа, на которой строится любая выразительная композиция. И главный инструмент создания удивительно красивых и неповторимых ансамблей.
Крупные и мелкие листья и игра с цветом — основа глубинных контрастов и нескучных ансамблей
Крупнолистные и мелколистные растения, как и культуры с листьями со сложной пальчатой или перисто-рассеченной структурой, вносят в композиции дополнительную структурность. Это самый простой и очевидный критерий отбора из «лиственных». Так, высаживая хосты рядом с геранью или бересклетом, задают базовый контраст, удачно просматривающийся в игре текстур и форм.
Цветовая гамма листьев – инструмент еще более простой. У садовых растений кроме всех оттенков зеленого окраса встречаются и серебристые, и золотистые, и голубоватые, и желтые краски. Пестролистные и монотонные, темные и светлые, листья позволяют не только вводить интересную игру контрастов или нюансов, создавать настроение и раскрывать стиль, но и являются важнейшим инструментом игры с оптическими иллюзиями — подсвечиванием композиций, борьбы с однородностью, монотонностью и мрачностью.
Форма и тип цветения – самый очевидный из инструментов оформления
Самые броские и очевидные приемы, при помощи которых задают характер композиции и воплощают ее контрастный или нюансный принцип, — это подбор растений с отличными или схожими формами цветков и типом соцветий. Именно эти два параметра и определяют место растений в композиции, их взаимодействие между собой, эффектность, гармоничность сочетаний и первое впечатление от любого ансамбля. Это главный инструмент стиля.
Простые, махровые или полумахровые, мелкие или крупные одиночные цветки и вертикальные, зонтичные, сферические, метельчатые и облаковидные соцветия позволяют подбирать растения под конкретные задачи и составлять разноплановые и индивидуальные композиции.
В сегодняшнем ассортименте цветущих садовых растений есть культуры со сходным цветением, отличающимся лишь в деталях и палитре, позволяющим играть на ритме и повторении, мотивах и стиле. Дельфиниумы, вероникаструм, аконит, шалфей, злаки имеют куда больше общего между собой, чем кажется на первый взгляд.
Великолепные декоративные луки перекликаются с флоксами и гортензиями, тысячелистники – с очитками, астильбы – с волжанками и лабазниками, а астранции – с гипсофилой. Такие сочетания пригодятся не только для нюансных ансамблей, но и для сложного, скрытого повторения и объединения разных растений в цельную композицию.
Непрерывная эстафета цветения
Благодаря отличиям в сроках цветения, можно создавать как сезонные, созданные с прицелом на определенное время года, так и постоянно цветущие растения. При этом можно оставаться в рамках одной композиции, но планировать весь сад таким образом, чтобы цветочное шоу было непрерывным. От первоцветов в апреле — к майским ярким краскам луковичных до красочного начала лета, его солнечно-огненной середины, неожиданных осенних цветов – природа подготовила разнообразие, достойное палитры художника.
И сообразно с общим замыслом и задумкой можно подбирать растения так, чтобы по ансамблям проходила волна цветения, вспыхивали пятна и нежные дымки или ярко проявлялась красота отдельных культур тогда, когда вам этого хочется. Цветением можно и нужно управлять. И планирование – единственный способ подчинить себе садовый парад.
Эмоциональный цвет
Цветовая гамма любого ансамбля управляет эмоциями и настроением, стилем и восприятием. И если роль игры окрасов листьев не сразу проявляется, то у цветущих растений все лежит на поверхности, улавливается первым впечатлением. Цветовые комбинации цветущих культур управляют чувственным восприятием, регулируют порывы, определяют влияние отдельных композиций на наше поведение и чувства и подбираются индивидуально и согласно со стилем оформления.
Чтобы не запутаться в цветовой гамме и подбирать растения контрастно, гармонично или создавая неожиданные комбинации, стоит просто приобрести или нарисовать простейший цветовой круг. И даже в таблице-сфере из восьми цветов легко можно найти выигрышные сочетания и гармоничные дуэты. Контрасты строят на диаметрально противоположных или близких к диаметральным цветосочетаниям.
В зависимости от того, какой вы хотите видеть свою композицию, можно подбирать растения с однотонной, двухцветной, трехцветной, четырехцветной или пестрой цветовой гаммой. Чем больше цветов, тем сложнее их подобрать.
Беспроигрышный вариант – выбрать доминирующий, главный или наиболее броский цвет, а к нему подобрать цвета-партнеры и нейтральные, а также разбавляющие, добавляющие интереса растения. Выделяйте, как и по первому критерию, цветовых солистов, партнеров и фоновые, смягчающие культуры.
Выбирая цвет, нужно не забывать об интенсивности освещения, влиянии теплых и холодных тонов, размере композиций и сада в целом, окружении и открывающейся панораме, необходимости управлять оптическими эффектами (к примеру, светлые, красные и желтые цветы приближают дальний план, голубые и темные — отдаляют и действуют наоборот на переднем).
Визуальные недостатки и постоянство растений
Многие садовые культуры – вечнозеленые виды, самые выносливые многолетники – одинаково привлекательны не только весь сезон, но и зимой. Для других растений кроме красоты на пике цветения или в разгар сезона характерны яркие плоды осенью или красивая кора зимой, смена «нарядов», добавляющая саду очарования. Но есть и такие растения, которые резко теряют декоративность или вообще исчезают после цветения, оставляя пустоты.
Составляя декоративные композиции, нужно всегда помнить о том, насколько растение стабильно в своей декоративности. Если оно теряет привлекательность и может портить вид цветника или оставлять пустые места, то нужно подобрать партнеров, которые компенсируют все их недостатки. Композиции нужно составлять так, чтобы они производили впечатление не только в разгар цветения. И это правило соблюдают, даже если речь идет о сезонном ансамбле.
Садовые композиции должны хорошо, наполненно и свежо выглядеть и весной, и летом, и осенью, а по возможности – и зимой. Если ансамбль входит в скелетные посадки, то именно в холодное время года можно будет оценить качество его оформления.
Душистые облака там, где вы сможете ими наслаждаться
Сад полон жизни, движения, красок и ароматов. Пусть последние и не считаются важным критерием оценки растений, но игнорировать их нельзя. Ведь использование растений с приятным и неприятным запахом может по-разному повлиять на восприятие композиций, довести их до совершенства, или, наоборот, разрушить все впечатление.
Неприятно пахнущие растения, а также цветы, аромат которых не нравится лично вам, нельзя использовать в местах отдыха и активного передвижения по саду, вблизи дома. Их нужно оставить для мест, которыми любуются издалека.
Приятные запахи и ароматы, наоборот, используют так, чтобы ими можно было наслаждаться. Душистые растения высаживают вдоль дорожек и аллей, у террасы, вокруг зоны отдыха, у входа в дом – так, чтобы радостные облака и шлейфы усиливали удовольствие от отдыха и работы в своем саду. Особое внимание стоит уделить растениям, аромат которых раскрывается в сумерках: грамотное их использование позволит создать особое настроение и даже рассматривать садовые культуры в качестве ароматерапевтов.