Оказывается, слово «акация» вызывает у людей совершенно разные ассоциации. У меня, например, это воспоминание из детства: жёлтые цветочки и стручки-свистелки на кустарниках, растущих напротив дома. У моей южной знакомой – это «Белой акации гроздья душистые…». У знакомых дальневосточников это дерево с вертикально торчащими соцветиями кремовых цветков. И, что самое интересное – все эти растения и не акации вовсе.
Статья будет об акациях. Настоящих и самозванцах. Что за растения, чем хороши и в каких вариантах можно выращивать.
Настоящие акации
Настоящие акации – растения субтропических и тропических областей, вечнозелёные. По большей части распространены в засушливых областях, и особенно богата разными видами Австралия, можно сказать, это рассадник акаций.
В России своих видов акаций нет, есть только интродуцированные (завезённые). Один из самых ранних прописавшихся на Черноморском побережье видов австралийского происхождения – акация серебристая, или акация подбелённая (Acacia dealbata). Больше полутора сотен лет назад растения завезены из Европы (а туда они попали из Австралии, видимо, в обмен на кроликов). И с тех самых пор эту акацию в России называют мимозой. Вот такая непростая судьба у названия «акация».
На Кубани с начала февраля на рынках начинают появляться охапки веток акации — мимозы с кистями душистых жёлтых шариков соцветий. В более северных регионах их обилие наблюдается к 8 марта. Если бы её так активно не обрезали и не обламывали, наверное, акация уже заметно потеснила бы местных. Пока её сдерживают горы с одной стороны, море с другой, морозы с третьей и продавцы цветов с четвёртой. В юго-западной части Европы (Испания, Португалия, юг Франции и Италии) эта акация уже вовсю теснит местные виды, выживая их с насиженных мест. В российских условиях для многих южных агрессоров ограничивающий фактор – холод.
При морозах ниже -10°С акация обмерзает. Но легко восстанавливается порослью. Это вообще её характерная особенность – живучесть. Потеря всей надземной части в результате пожаров, морозов, спилов обязательно даёт толчок к новому активному росту почек на сохранившейся корневой системе.
Дерево быстрорастущее и вообще торопящееся жить: в первые несколько лет растёт очень быстро, выдавая в подходящих условиях приросты до 1,5-2-х метров. На второй год начинает цвести. Но и стареть начинает рано по древесным меркам, лет в 30.
Европейцы с акациями, завезёнными из Австралии, работают давно, уже выведены вполне компактные сорта, подходящие для комнатного выращивания. Например, Gaulois Astier, Kambah Karpet (полегающий), а также множество низкорослых форм, собственного имени не имеющих, а продающихся под названием «Акация серебристая» или «Мимоза».
С настоящей мимозой акация в дальнем родстве – семейство бобовые. В Австралии соседствуют. Акация серебристая выделяет камедь, обладающую лекарственными свойствами.
О камеди и камедетечении подробнее здесь: Почему «плачет» абрикос? О камедетечении подробно
В продаже также можно встретить другие виды акаций, выращиваемых в качестве декоративных контейнерных – акация узколистная (Acacia tenuifolia) Limelight, похожая на лохматую кочку, ещё и цветущую жёлтыми шариками; акация саблевидная (Acacia acinacea), прямостоячий кустарник с длинными поникающими кистями жёлтых мелких соцветий, которые появляются с середины лета и до конца осени. Очень засухоустойчивый вид.
Акация культурная (Acacia cultriformis) – прямостоячий или сильно раскидистый (зависит от формы) кустарник. В культуре цветёт весной кистями жёлтых пушистых соцветий. Все эти виды австралийского происхождения, они требуют много света и сильно дренированной, малоплодородной почвы.
Акации самозванки — жёлтая и белая акации
Теперь об акациях, которые и не акации вовсе. Жёлтая акация, как её принято в России называть, или карагана древовидная (Caragana arborescens) тоже из семейства бобовые, но из рода Карагана. По территории нашей страны в диком виде распространена довольно широко – в лесной и лесостепной зонах. Устойчивое растение, нормально чувствующее себя и в морозной Сибири, и на мокром Северо-Западе, и в жарком Краснодарском крае. Универсал.
Применение у растения довольно широкое. Жизнерадостно-зелёные густые кустики хороши в качестве живых изгородей, зелёного фона для декоративнолистных. Хорошо стрижётся. Цветёт жёлтенькими мотыльковыми цветочками в конце мая-июне, недели две-три, по погоде. Потом образуются некрупные, сантиметров 5, тонкие бобы, очень многочисленные.
Замечательный медонос. Мёд с караганы светлый, с мягким и нежным вкусом.
Те, кто увлекается плетением, знают, что тонкие гибкие ветки караганы – прекрасный поделочный материал. На семенах караганы кормятся многие птицы, как и все бобовые, это довольно питательный продукт.
Карагана не терпит переувлажнённых и заболоченных мест, она уж лучше засуху переживёт. Вроде и не особо крупное растение, а быстроживущим акациям даст фору – доживает до 100 лет.
Вторая самозванка – белая акация, или робиния ложноакациевая (Robinia pseudoacacia) для России совершенно неродная, тоже, как и серебристая акация, из понаехов, только не из Австралии, а из Северной Америки. Больше четырёхсот лет назад была завезена в Европу и оттуда уже добралась до южной части России, там и освоилась. По большей части обретается южнее линии Курск-Воронеж-Саратов, но продвигается на север. Отдельные особи замечены в Санкт-Петербурге.
Подробнее о робинии можно почитать здесь: «Белой акации гроздья душистые…»
Именно белая акация воспета в рассказе А.И. Куприна, оперетте И.О. Дунаевского с последующей экранизацией. А также в замечательном романсе «Белой акации гроздья душистые» в нескольких вариантах. Постояв возле цветущего деревца, становится понятно, чего это творческие люди так ею вдохновлялись. Аромат действительно волшебный. И уходить не хочется. И что-то романтическое в голове начинает заводиться.
Но всё равно никакая она не акация, так, дальняя (территориально и генетически) родня в семействе бобовые.
Робиния – довольно крупное дерево, до 30 метров может вырасти, быстрорастущее и с мощной корневой системой. Склонна к образованию поросли. Цветёт уже в шестилетнем возрасте. К почвам не требовательна, как и многие бобовые, заводит себе на корнях азотофиксаторов, ей хватает.
Используется не только в декоративном и парковом озеленении, но также, ввиду своих ценных характеристик (неприхотливость к почвам, ветроустойчивость, мощная корневая система и быстрый рост), широко применяется в качестве лесозащитных полос в степных зонах, для укрепления склонов оврагов, железнодорожных откосов.
В декоративном озеленении, как и карагана, используется как солитёрное растение и для живых изгородей, поскольку хорошо переносит стрижку и густо нарастает. Цветки, кора, листья и побеги обладают лекарственными свойствами, а уж в качестве медоноса робиния выше всех похвал. Мёд из нектара её цветков гипоаллергенен, прозрачного зеленоватого цвета и не кристаллизуется в течение года.
Дальневосточная самозванка — маакия амурская
На российском Дальнем Востоке акацией Маака, а иногда и акацией амурской называют маакию амурскую (Maackia amurensis), тоже дерево из семейства бобовых. Реликт, то есть живое ископаемое, дошедшее до нас из прежних геологических эпох. На Дальнем Востоке много таких.
Подробности в материале: Виноград амурский — самый морозостойкий
Маакия встречается в Хабаровском и Приморском краях, Амурской области. Пожалуй, единственный из всех описанных видов, требовательный к влаге. Засухоустойчивость не её достоинство, хотя застоя влаги тоже не выносит, поэтому растёт чаще на склонах. И ещё одно кардинальное отличие – теневыносливость, довольно высокая.
Так же, как и акация серебристая, довольно живуча – после рубок и нередких в тех местах пожаров активно разрастается порослью от корня. В этом случае растёт уже не деревом, а крупным кустом. Ещё и очень морозостойкое растение.
В хороших же условиях вырастает двадцатипятиметровым деревом с ровной округлой кроной. Растёт медленно, никуда не торопится, поэтому и доживает до 200-250 лет.
Весной молодые побеги и листья покрыты белым шелковистым опушением, что придаёт кроне некую серебристость. Летом листья становятся гладкими кожистыми.
Маакия оригинально цветёт – её 20-сантиметровые кисти торчат вверх, как у каштана, только вот сами цветочки мотыльковые, характерные для бобовых. Цветёт дней 20 в июле, потом образуются тёмно-каштановые бобы, долго висящие на ветках. Деревце (или куст) декоративно в течение всего сезона.
Хорошо переносит стрижку и пересадку, вполне пригодна для живых изгородей. Ну и посолитёрствовать при случае может. Хотя совсем уж открытых пространств не любит – корневая система у растения поверхностная и ветром деревья выворачивает с корнем.
Как и многие бобовые, хороший медонос и пыльценос. Обладает выраженными и разнообразными лекарственными свойствами от корней до цветков. Есть даже гепатопротекторный препарат из коры маакии – Максар.
Объединяют все эти очень разные растения семейство бобовые, разведение азотофиксирующих бактерий на корнях (что позволяет подкармливаться самостоятельно), медоносность, жизнестойкость и декоративность. Что-нибудь обязательно нужно у себя завести.