Одни могут принять это существо за плоского, головастого, в бородавках и шипиках хищного паучишку, другие — за агрессивного, с внушительными челюстями клеща. Но это не паук и не клещ, а прожорливая плотоядная личинка довольно пассивного насекомого — муравьиного льва.
Муравьиные львы (Myrmeleontidae) — семейство насекомых из отряда сетчатокрылых (Neuroptera).
Взрослую особь муравьиного льва мы встречаем не так уж редко, но по неведению принимаем обычно за небольшую вялую стрекозу, с трудом переносящую свое тельце от ствола к стволу. Застать муравьиного льва в тот момент, когда он охотится, трудно. Лишь изредка можно подкараулить, как этот лентяй, натолкнувшись на какое-нибудь съедобное насекомое, лениво сжевывает его. А вот личинка льва ест за двоих, нрав ее неукротим, да и весь облик говорит о том, что это — кровожадный хищник.
Однажды на солнечной поляне из крошечного белого яичка, облепленного песчинками, вылупится личинка муравьиного льва, как две капли воды похожая на ту, что на фотографии, только очень маленькая. Зашевелится личинка и, ползая по кругу, станет швырять головой-лопатой песчинки. Постепенно вокруг «землекопа» начнет обозначаться воронка с довольно круто обрывающимися стенками. Наконец, он закопается на дне своего логова, выставив наружу только челюсти-серпы.
Стоит заколебаться почве под ногами какого-нибудь насекомого и притаившийся охотник атакует: в приблизившегося к краю норы-воронки летят ядра-песчинки. Сбитая жертва обрушивается на дно, на ее теле смыкаются челюсти-серпы хищника. Захваченная добыча затягивается в песок и ненасытный хищник опять настораживает челюсти. Так личинка муравьиного льва проводит почти всю жизнь.
Мелкие жуки и бабочки, гусеницы, другие насекомые-вредители становятся жертвами личинки муравьиного льва. Правда, изредка шестиногим удается благополучно миновать западню. А это означает, что хищник переживает мучительный период повзросления, перестраивает все в себе, меняя одежки. Тут уж не до охоты.
Когда, наконец, хищник, пиратствуя и наводя страх на шестиногих обитателей округи, настолько отъестся, что достигнет в длину сантиметра или чуть больше, на дне своей норы из шелковинок и песчинок он сплетет круглый кокон, в котором замрет на две-три недели.
Там, за шелковистыми стенами, будут совершаться все предписанные природой таинства, и однажды вместо ушедшей в заточение личинки муравьиного льва из кокона появится взрослое насекомое. Четыре сетчатых крыла, каждое три-три с половиной сантиметра в длину, довольно тонкое серо-коричневое двух-трехсантиметровое брюшко, невыразительная голова, шесть слабых ножек — таков его облик.
Взрослый муравьиный лев зауряден. А броское название — это почти ошибка. О насекомом знали еще до нашей эры и считали, что его личинки охотятся только за муравьями. Сейчас известно, что среди жертв этого агрессивного хищника множество разнообразнейших вредных насекомых.
По материалам энтомолога Э. Георгиевой
Интересно! Вот только не поняла, эти личинки полезные или им всё равно кого есть?