Удивительно, что такого «неземного» видели наши предки в кокцинеллидах, что назвали их «божьими коровками»? И ладно бы в одном языке встречалось такое недоразумение, так ведь в разных! Собственно говоря, не во всех вариантах это именно коровка, но суть — «божья скотинка» — сохраняется. Непростой жук. Вот о нём и будет речь, а также о том, что не всякая коровка — божья.
Почему «божья коровка»?
Ну, вот ни с какого ракурса этот жук на корову не похож – ни в полёте, ни на парковке. Скорее, черепашка. И молока не даёт. Правда, из коленок в случае угрозы выделяет едкую вонючую жидкость для отпугивания врагов. Довольно эффективную, исходя из того, что ни одно уважающее себя насекомоядное позвоночное его есть не соглашается. И птицы тоже.
Но эту мерзко пахнущую оранжевую гемолимфу за молочко мог принять только человек с полным отсутствием обоняния и заметным дефектом зрения, то есть, название «коровка» — не из-за этого. Может, конечно, пятнышки на жёстких надкрыльях напомнили кому-то пятна на коровьих боках. Весьма отдалённая ассоциация, потому как таких расцветок у коров не бывает: либо разной степени кирпичности с белым, либо — чёрная с белым.
Кстати, яркий окрас жуков не только сигнализирует потенциальным врагам о несъедобности, но и цинично намекает на то, что и прятаться при такой крутости нет никакой необходимости.
Учитывая откровенно хищный нрав большинства видов кокцинеллид, с мирными добродушными коровами сравнивать их и вообще-то трудно. А уж растительноядных, активно лопающих сельскохозяйственные культуры, ни один человек в здравом уме «божьими» не назовёт.
В общем, задали задачку предки. Тема для целой линейки этимологических исследований. В словаре Даля на тему «коровок» много пищи для размышлений.
Кто такая и зачем она садоводам?
Впрочем, для садоводов это название не более, чем повод отвлечённо поудивляться образности человеческого мышления при обнаружении этого яркого глянцево-игрушечного жука.
Умилительная козявка при ближайшем знакомстве оборачивается агрессивным бронированным хищником (это пока речь про самую распространённую по территории России семиточечную коровку (Coccinella septempunctata). Причём, весьма полезную для садоводов, потому как основу её рациона составляют тли. Самые разные – сливовые, смородинные, яблоневые, розанные.
Розанных почему-то семиточечные коровки особенно любят: то ли они пожирнее, то ли послаще, то ли — всё вместе. И сами с удовольствием едят, и детишек приучают – личинки всех возрастов лопают тлю не хуже родителей. Аппетит отменный и у тех, и у других. По ходу дела жуют и червецов, и клещиков, и мелких гусеничек. С голодухи могут «умять» и яйца колорадских жуков.
Взрослая коровка за сутки съедает, по разным подтверждённым данным, от 50 до 100 штук тлей (видимо, зависит от размеров и сахаристости), личинка – чуть меньше. Муравьи с этим ходячим броненосцем ничего поделать не могут и с шипастыми личинками тоже не справляются, хотя очень стараются максимально усложнить им трапезу. Жёсткие красно-оранжевые с чёрными точками надкрылья надёжно защищают и нежные крылышки жуков, и прочие мягкие части от нападающих муравьёв.
Мелкими перебежками коровка перемещается по листу или стебельку, очищая свой путь от любовно выпасаемых муравьями тлей. Личинка, похожая на шипастого чёрно-оранжевого крокодильчика или увечную гусеницу с недостатком ножек, уязвима не больше, а лопает не меньше. Божье наказание для муравьёв-пастухов.
Читайте также нашу статью Тля и муравьи — как с ними бороться?
Образ жизни
Весь цикл развития божьих коровок тесно связан с образом жизни горячо любимой тли. В отличие от тли, зимующей в виде яиц, божьи коровки зимуют во взрослом состоянии. Правда, к моменту пробуждения божьих коровок тли ещё не повылуплялись, и перебиваться на первых порах жукам приходится чем попало. Заодно и нектаром раноцветущих растений. От постоянного питания сладкой тлёй у них, видимо, сахарная зависимость. А где ещё взять сахар весной? Только из нектара.
Вот и добывают из тех цветков, в которые могут забраться. Кроме того, пыльца и нектар являются замечательным источником белка, фитогормонов, так необходимых для грядущего периода размножения. Слегка подкрепившись, к нему и приступают.
Спустя некоторое время самки начинают откладку яиц неподалёку, а лучше, поблизости от колоний тли. К этому моменту первое, маточное поколение тли заканчивает откладку яиц и коровкам хорошо видно, где удобнее разместиться. Чтоб детишкам за едой далеко не приходилось ходить. Яйца откладывают, как правило, на нижней стороне листьев, по 10-50 штук.
Через неделю-полторы выберутся личинки, съедят свою скорлупу, неоплодотворённые яйца, присутствующие в кладке, и приступят к поиску настоящей еды. Настоящая еда к этому времени уже откармливается на молодых сочных побегах, любовно опекаемая муравьями.
В период роста, который продолжается примерно три недели, отъедаясь тлями, личинки трижды линяют – как только внешний жёсткий хитиновый покров становится им тесноват. После этого подходит стадия окукливания, во время которой личинка уже почти похожа на жука, но находится в процессе превращения, неподвижна и не защищена коконом. Наверное, потенциальных врагов всё же отпугивает «божьекоровковая» защитная окраска, иначе до взрослой стадии они бы не доживали.
В середине лета личинки, наконец, становятся настоящими жуками, и, основательно подкрепившись тлёй, пыльцой и нектаром, приступают к размножению. Дальше цикл повторяется, сопровождаемый, опять же, обильным поеданием тли. К зиме надо запастись «жирком» — более крупные жуки лучше переживают неблагоприятный период.
Осенью, когда тля, в основном, подъедена, божьи коровки начинают искать себе места для зимовки: забираются в дома, ищут уютные местечки в опавшей листве, под камнями, под корой деревьев, нередко сбиваясь в кучу. Это при том, что летом, вне периода размножения, божьи коровки – отъявленные индивидуалисты. Но зимой вместе, видимо, теплее, не так страшно и делиться едой не надо.
Есть среди божьих коровок свои «путешественники», которые, сбиваясь в огромные массы, мигрируют. Но, как ни странно, не в тёплые края, а преимущественно к горам, скальным обнажениям, где и предпочитают зимовать. По ходу перелёта значительная часть жуков оседает в попадающихся на пути зданиях и сооружениях, справедливо полагая, что в тепле зимовать комфортнее. Весной они, опять же стаями, собирая по дороге сибаритов, летят обратно.
Коровки, которые совсем не «божьи»
Вообще, божьих коровок на планете тьма тьмущая, по-разному окрашенных и с разным количеством точек. Без точек — тоже есть. Не водятся они только в Антарктиде и в зонах с вечной мерзлотой. Подавляющее большинство – хищники, но есть и вегетарианцы. Растительноядные распространены преимущественно в странах с тёплым климатом. В России тёплого климата – кот наплакал, но три вида отъявленных вредителей, позорящих славное семейство, всё-таки и у нас есть.
Это двадцативосьмиточечная коровка (Henosepilachna vigintioctomaculata), обитающая на Дальнем Востоке, она там уже и к морозам попривыкла. Жуёт со страшной силой листья паслёновых – картофель, баклажаны, перцы, томаты. Колорадский жук на фоне этой коровки смотрится скромнягой. Объев всю картошку до состояния отдельно торчащих палочек, жук легко перебирается на огурцы и тыквы, где с не меньшим аппетитом продолжает трапезу.
Люцерновая (Subcoccinella vigintiquatuorpunctata) и бесточечная (Cynegetis impunctata) коровки специализируются на бобовых. Заодно подъедают сахарную свёклу. Распространены в южных областях Европейской части.
Не обошлось и без агрессивных хищных инвазивных видов, но на этот раз, как ни странно, не в Австралии.
Азиатская божья коровка арлекин (Harmonia axyridis) с начала прошлого столетия активно разводимая в США, СССР, Западной Европе для борьбы с вредителями сельского хозяйства, перестала вымирать по окончании сезона и заделалась агрессивным видом, ущемляющим и вытесняющим «аборигенов». При этом не довольствуется уже одними тлями, а лопает всех подряд, включая яйца местных божьих коровок и многих полезных насекомых. За прожорливость её называют «шестиногим аллигатором».
Эти жуки повреждают яблоки, груши, сосут сладкий сок из винограда. Мало этого, осенью они набиваются в помещения, и, в отличие от мирных местных божьих коровок, спокойно укладывающихся спать, раздражаются на каждом шагу, выделяя вонючую жидкость, оставляющую трудновыводимые пятна. И даже этого агрессорам показалось недостаточно – они ещё и кусаются! В США арлекины признаны одним из серьёзных сезонных аллергенов. Западные границы России этот жук перешагнул ещё в 2012-м году, и сейчас продвигается на восток.
Читайте также нашу статью Жужелицы — неутомимые помощники в нашем саду.
Как приручить аборигенных хищных коровок?
Божьи коровки неприхотливы, если обеспечить их едой, доступными пыльце- и нектароносами, убежищем — с удовольствием обживут предоставленный участок. Всю тлю они не изведут (это не в их интересах), но будут поддерживать численность ниже порога вредоносности, что садоводу в общем-то и требуется.
Для начала нужно посеять растения, которые будут источником пыльцы и нектара для жуков. Они не пчёлы, длинными хоботками похвастаться не могут, да и общие габариты не позволяют им влезть в узкие трубчатые, например, цветки.
Весной божьи коровки успешно конкурируют с пчёлами на цветках смородины. Там и рыльце пестика с нектаром, и тычинки с пыльцой расположены в зоне их доступности. Яйца тли тоже рядом. Очень удобны для жуков соцветия зонтичных – большая площадь, заполненная нектаром и пыльцой. То есть цветущие укроп, кориандр, тмин, анис, любисток во всех местах участка приветствуются. Можно оставить для цветения (а заодно и получения семян) морковку, сельдерей, петрушку, пастернак.
В декоративную часть желательно вписать тысячелистники, календулу, немахровые бархатцы, ромашки. Ну и «дикие» уголки в саду для полезных насекомых необходимы, особенно, если там цветёт дикая морковка, сныть, есть камушки, листва, старый пенёк.
Не любят божьи коровки голую землю, даже при перелётах стараются садиться на камни, а жить предпочитают в местах, где есть трава. В общем, логично: наличие зелени — наличие еды. Кстати, даже если тля, к которой подбирается божья коровка, падает в обморок на землю, божья коровка её там искать не будет. Поэтому весьма эффективен тандем: коровка на кусте, жужелица внизу. Тогда тле и имитация обморока не поможет, съедена она будет в любом случае.
Ну, и самое главное условие – отсутствие пестицидов. Биобаланс в саду всё же эффективнее по общему результату.
Большое спасибо за статью. Очень интересно. У автора хорошее чувство юмора. Пишите ещё. Буду ждать новые статьи.
С большим удовольствием прочитала статью. Автору спасибо за юмор, читается легко и с улыбкой.
Поддержу предыдущий отзыв, отличная познавательная статья, с настроением. Спасибо!
Спасибо, очень интересно! В моём саду божьи коровки встречаются редко, они белые с точками. Но последние три года у меня совсем нет тли. Не могу найти своих помощников. Возможно, это мягкотелки, у меня их много. С удовольствием почитала бы о них.
Добрый день, Наталья! Вот тут можно прочитать про мягкотелок — жуков-пожарников — https://www.botanichka.ru/article/zhuki-pozharniki-chem-poleznyi-dlya-sada-i-mogut-li-navredit/
Спасибо, Татьяна! Прекрасная познавательная статья, написанная талантливо, практически, в стиле приключенческого жанра:) Полезная и увлекательная. Ждем новых приключений насекомых)
Действительно очень увлекательно и весело написано! Пишите и про других насекомых. С радостью почитаем!
Татьяна, в очередной раз с огромным удовольствием прочитала Вашу статью. Очень интересно, познавательно, и, как всегда, с тонким юмором! Спасибо, ждем новых материалов!
Полезная информация.
Вот так хорошо и про муравьев бы!!!
Геннадий, про муравьёв я уже писала, вот тут
https://www.botanichka.ru/article/eti-udivitelnyie-muravi-borotsya-ili-uzhivatsya/