Если для флориста букет – это красота, эстетика и гармоничное сочетание расцветок и форм, то для мастера икебаны его работа – в первую очередь философия. Это некий прообраз мира и понимание места человека в нем, это символ вечного противостояния добра и зла, осознание, что ничто не вечно, воспевание красоты природы, выражение мыслей и чувств, пожелание, размышление, послание и, наконец, медитация.
Само слово «икебана» переводится на русский язык как «живые цветы» или «вторая жизнь цветов». Хотя, думается, второе наиболее соответствует сути, поскольку, будучи уже срезанными, растения действительно приобретают новую жизнь, может быть, даже более осмысленную и преисполненную непостижимой авторской мысли.
История древнего искусства икебана
Икебана – традиционно японское искусство. Но многие ученые считают, что зародилось оно все-таки в Китае (по другой версии – в Индии) и уже вместе с буддизмом пришло в поднебесную.
Изначально икебану мастерили только в храмах и только монахи. Так они передавали свои восхваления и подношения Будде. Это были, без преувеличения, огромные композиции и часто над ними трудились сразу несколько человек.
Со временем искусство начало распространяться по стране. Поначалу икебаной стали украшать богатые дворцы императоров, а вскоре и дома обычных людей. А потом искусство оценили самураи. Они делали икебану после кровавых боев, чтобы успокоить нервы, или перед битвой, на случай, если им суждено в ней покинуть этот мир. Также владение искусством икебаны стало обязательным для гейш.
Растения говорят с нами. Или что такое икебана?
Для икебаны используются цветы, зеленые растения, сухоцветы, плоды и ягоды, ветви и коряги, камни, элементы древесных стволов и многое другое. Но создавая композицию, истинные мастера выбирают ее «игроков» не только и не столько по внешнему виду, сколько по символичности.
Так, например, сосна «говорит» нам о долголетии и просветлении, бамбук – о совершенстве, лотос – о духовности, роза и пион – о молодости, орхидея – о радости… Не менее важна и форма линий: горизонтальные свидетельствуют о безразличии, диагональные – о душевном подъеме, поникшие – о тоске и скорби.
Но форма композиции всегда образует асимметричный треугольник. Самая высокая его часть – Син – символизирует Небо. Чуть ниже, примерно на 2/3 ее высоты возвышается Соэ. Это обозначение Человека. Стебель растения, который наклонен в «небесную» сторону, подчеркивает духовное пробуждение и наше божественное начало. И, наконец, самая нижняя точка треугольника – Тай или Земля.
Икебана может включать в себя один треугольник, тогда композиция будет состоять из довольно ограниченного количества цветов (помним, что речь о буддизме, а значит умеренность — есть добродетель). А может и несколько, но это скорее для очень опытных мастеров.
Цвета тоже играют роль: теплые оттенки – это о радости, мире и покое, холодные – о холодности, безразличии, а может, и о печали и горе. Ваза же может быть любой формы и материала. Главное, чтобы она не перетягивала внимание на себя, а составляла единое целое с композицией. Для того чтобы зафиксировать в ней растения в соответствии с задумкой, мастера икебаны часто используют специальный держатель-наколку под названием «кэндзан».
Сотни школ и еще больше стилей
На сегодняшний день существует уже около трехсот школ составления икебан. Но в рамках данной статьи мы рассмотрим три из них, являющихся основными.
- Школа Икэнобо стала первой школой, с которой и начиналось искусство икебаны. Название произошло от имени буддистского священника, профессионально занимающегося этим искусством.
- Школа Охара появилась только в конце 19-го века. Названная в честь основателя Унсина Охара, она привнесла в искусство совершенно новый неведомый до этого стиль.
- Школа Согэцу – это уже некий отход от истоков. В икебане, кроме растений, появляются металл, стекло, пластик и даже ткань, чего мастера старых школ даже не могли себе представить.
Каждая школа икебаны культивирует один или несколько стилей. Давайте рассмотрим некоторые их них.
Стиль Рикка
Это основной и одновременно самый древний стиль. Он предполагает огромные, под два метра композиции, которые издревле изготавливали в храмах. Традиционно для их создания использовали сосну, бамбук, хризантему, лотос и некоторые другие растения. Они устанавливались вертикально и как бы тянулись к небесам, а значит и к Будде. С течением времени композиции стали сильно варьироваться в размерах, но сохранили направленность к небу
Стиль Сёка
В конце семнадцатого века он родился из стиля Рикка и привнес в искусство икебаны чуть больше современности, легкости и лаконичности, поскольку в композициях используется не более трех видов растений. В своих работах мастера этого стиля часто подчеркивают эстетику естественного несовершенства, используя экземпляры, подпорченные насекомыми или надломленные ураганом.
Стиль Морибана
Его яркое отличие от других в том, что растения ставят на низкие и плоские вазы, больше напоминающие тарелки, которые наполнены водой. Вот тут-то как раз и потребуется вышеупомянутый кэндзан. Мастера этого стиля могут воспроизводить целые пейзажи, описывая в своих работах красоты природного ландшафта.
Стиль Нагэирэ
Более свободный стиль, символизирующий непринужденность. Цветы ставятся в высокую вазу и сами держатся в сосуде без дополнительных приспособлений. Стебли же часто изгибаются при помощи распорок, в роли которых выступают, например, природные коряги. Они могут располагаться каскадом, быть направленными вверх или ниспадать вниз.
Стиль Дзюика
Это детище двадцатого века, преисполненное свободы от традиционных канонов. Здесь в композицию включаются разнообразные современные материалы, такие как металл, стекло, ткань и даже пластик. А растения могут принимать неестественные для них формы.
Читайте также: Лучшие комнатные растения с яркими прицветниками
Искусство икебаны в СССР
В советские времена искусство икебаны пришло и в нашу страну. Уроки мастерства печатались в журнале «Цветоводство» — единственном в те годы периодическом издании про растения. А в 1968 году из дружественной Японии в Союз приехал основатель школы Согецу Софу Тэсигахара.
Это был фурор – на его выступление в Библиотеке иностранной литературы достать билеты было просто невозможно. Аншлаг мэтр повторил в Пушкинском музее, а затем выступил в Ленинграде, в Киеве и Сочи.
А спустя время при Японском посольстве в Москве появилась своя школа икебаны. Ее возглавила главный редактор журнала «Цветоводство» Нина Павловна Николаенко. Уроки мастерства здесь преподавали опытные мастера икебаны и по совместительству жены японских дипломатов. По окончании обучения ученики сдавали экзамен, который принимал у них сам Софу, а по результатам — получали право преподавания.
Сегодня же научиться икебане гораздо проще. Курсов по ней великое множество. Важно только выбрать действительно опытного мастера, чтобы прикосновение к великому многовековому искусству не превратилось в простое составление букетов.