Тёплый летний вечер и цветущая японская жимолость. Аромат неописуемый! В сумерках над цветками зависают бражники, похожие на маленьких колибри. Бражников видно, они довольно крупные, а вот всякую мелочь, слетающуюся на сладко пахнущие цветки, разглядеть трудно. Человеку — трудно. Сумерки сгущаются, и в воздухе начинают бесшумно мелькать тёмные силуэты летучих мышей. Они всю эту насекомую мелочь безошибочно вычисляют своими «локаторами» и заглатывают на лету. Цветущая жимолость для них — прекрасная кормушка, здесь можно и погурманить. Статья и будет о «героях» последних лет — летучих мышах. Стоит ли их так уж ненавидеть, или проникнуться к ним тёплыми чувствами?
Кто такие летучие мыши?
Тот факт, что летучие мыши на глаза попадаются не всем и не часто, совершенно не говорит о том, что их мало. Это означает только, что время нашей активности не совпадает: у нас днём, у них — ночью. Пятая часть всего разнообразия млекопитающих — летучие мыши, уступают только грызунам. И живут они на всех континентах, кроме Антарктиды. Ну, ещё не селятся в приполярных районах и в тундре. Хотя глобальное потепление упорно продвигает на север и их тоже.
К настоящим мышам летучие отношения не имеют вообще никакого, несмотря на название. Мыши — грызуны, а летучие мыши относятся к отряду рукокрылые, представители которого могут активно летать. Другие млекопитающие этого делать не умеют (белки-летяги только планируют). Да и кушают летучие мыши совсем не то, что обычные, и более разнообразно: насекомых, мелких птичек и зверьков, земноводных, ящериц, рыбу, плоды. Есть среди них и вампиры, всего три вида, а шуму-то! Мыши-вампиры обитают исключительно в тропиках и субтропиках Центральной и Южной Америки. Тема интересная, но от нас далёкая.
Рукокрылые по латыни называются Chiroptera, и соответственно, наука, которая ими занимается, называется хироптерология. В этот отряд рукокрылые входят все летучие мыши (а их тьма всяких разных) и крыланы, отличающиеся от них некоторыми признаками, в том числе, отсутствием развитой эхолокации. Живут крыланы в тропиках и субтропиках Восточного полушария, в России их нет.
Внешность у летучих мышей, мягко говоря, не очень привлекательная: анфас, в увеличенном размере они легко сгодятся для любого ужастика, чем киноиндустрия и пользуется. В полёте, растопырив свои длиннющие пальцы, на которые натянута кожистые перепонки — тоже зрелище жутковатое. Даже развешенные на старых чердаках и в пещерах, завёрнутые (или незавёрнутые) в свои «крылья» зверьки вызывают странные эмоции: как-то постоянно тянет повернуть голову так, чтобы посмотреть на них нормально. Впрочем, самих мышей такая поза не напрягает, она нужна для «холодного старта» — чтобы, отцепившись, сразу начать полёт хотя бы и под действием собственного веса.
В светлое время суток зверьки стараются, забравшись в укромный уголок, и «подвесившись», отоспаться для ночных трудов.
Резюме: живут они рядом с нами, «на лицо ужасные, добрые внутри», с людьми за место под солнцем не конкурируют.
Российские представители летучих мышей
Наши летучие мыши — существа совершенно безобидные и невероятно полезные. Россия не так богата летучими мышами, как Китай (оно, может, и к лучшему), но у нас их тоже достаточно. Причём, есть как свои, аборигенные виды — ночницы, ушаны, так и «дачники» — прилетающие на лето — нетопыри, вечерницы.
Все наши летучие мыши днём спят, а с наступлением сумерек вылетают на охоту. У каждого вида свои гастрономические пристрастия, но насекомых они изводят в огромных количествах. Сразу после вылета зверьки плотно «завтракают». Самые «употребляемые» при этом — двукрылые, то есть, комары, мошки, слепни, мухи. Много едят мокрецов (гнус), цикадок, совок, листоблошек. За час летучая мышь вполне способна съесть штук 200 комаров, а то и больше. Такой аппетит и рацион стоит только поприветствовать. Пару часов активно питаются, потом — перерыв на переваривание и перед рассветом — «поздний ужин», тоже весьма основательный.
Гигантские вечерницы с десятисантиметровым туловищем и 40-сантиметровым размахом крыльев успешно охотятся на жуков: майских, оленей, носорогов, усачей. К сожалению, имеют обыкновение ловить и есть мелких птичек, ящериц, лягушек. Встречаются по всей европейской территории России, на Среднем Урале, но сравнительно редко.
Наиболее распространённые наши летучие мыши укладываются габаритами туловища в размер спичечного коробка и размахом крыльев в 30 см.
Укромные местечки для дневного отдыха летучие мыши выбирают по параметрам безопасности — густая листва в лесу, дупла, трещины коры, пещеры в гористой местности, штольни, каменоломни, в урбанизированных зонах — старые колодцы, хозпостройки, чердаки домов и прочие укромные местечки. Зверьки толерантны к представителям других видов, поэтому в местах днёвок можно обнаружить рядом и ночниц, и крыланов, и ушанов.
«Подвешивание» к потолку или веткам — хорошая защита от мелких хищников, да и от крупных тоже. По крайней мере, есть гарантия, что во сне на тебя никто не наступит.
Резюме: лучше десяток вечерниц, чем тысячи комаров.
Читайте также нашу статью Как я боролась с кротом, пока с ним не подружилась.
Особенности социальной жизни
Летучие мыши — животные общественные и проживают колониями, хотя есть среди них и индивидуалисты, типа малого подковоноса (обитает в Крыму и на Кавказе), который селится маленькими группами или в одиночку. Колонии формируются по-разному, в зависимости от ситуации.
Гонные колонии. Самец помечает участок территории (пещеры, чердака, колодца и пр.) и защищает его от других самцов, привлекая при этом самок. Гарем такой, временный. Делается это осенью перед зимовкой, и весной для тех, кто пропустил осеннее мероприятие.
Выводковая колония. Это весной, её формируют беременные самки. Разновидность роддома, объединённого с детским садом.
Зимовочная колония. Для зимнего убежища выбирается укрытие с относительно постоянной зимней температурой, не ниже +2 °С, лучше — выше. В это укрытие собираются мыши разного возраста и разных видов (бывают и одновидовые). Во время зимней спячки температура тела у зверьков понижается до уровня окружающей, и они впадают в оцепенение. Общественная берлога.
Колонии днёвок — места, где зверьки отдыхают между ночными кормёжками. Хостел.
Бывают ещё колонии неразмножающихся самцов — то ли нарциссы, то ли отверженные…
Такая бурная общественная жизнь требует соответствующего уровня коммуникации. И она-таки у мышей есть! Мало того, что разные виды мышей издают сигналы в определённом диапазоне частот, они ещё и могут создавать сложные голосовые сообщения. Общаются активно, используя звуковые конструкции. В брачный период самцы, как водится, заметно более «многословны», чем самки, которые просто либо соглашаются, либо нет. Безопасность полётов тоже обеспечивается звуковыми конструкциями в высокочастотном диапазоне. Социальный статус подчёркивается звуками. Ну, и всякие жизненные ситуации озвучиваются: опасность, границы личного пространства, воспитание детишек и пр.
И есть ещё такое мероприятие у летучих мышей, как сворминг. Это своеобразное «роение» огромной массы мышей перед местом, выбранным в качестве зимнего убежища. С бурным обсуждением при этом, поскольку тема жизненно важная.
Резюме: хорошо, что мы не слышим ультразвук — оглохли бы!
Обратная сторона социализации
Людям эта обратная сторона хороша известна: чем больше скопление особей одного вида в замкнутом пространстве, тем быстрее и активнее распространяются болезни, принимая характер эпидемии. У животных это называется эпизоотией. Это — с одной стороны. А с другой — коллективный иммунитет.
Летучие мыши могут являться потенциальными носителями многих заболеваний. Крыланы в Западной Африке являются носителями Эболы, например. Сами при этом не болеют. Вообще самых разных вирусов в колониях летучих мышей гуляет много, но животные как-то научились оставаться здоровыми.
Вероятность заражения вирусом от летучей мыши невероятно низка — примерно, как сорвать миллиардный джек-пот, но некоторым везунчикам удаётся. Для этого нужно либо как-то длительно с мышью-носителем взаимодействовать, либо есть её полусырой.
В случае бешенства, вирус которого мыши тоже переносят, достаточно укуса. Но это и с любым бешеным животным так. К тому же укусов бешеных летучих мышей во всей Евразии зарегистрировано всего восемь — ничтожное количество в сравнении с лисами, собаками и прочими животными.
Стоит отметить, что наши российские летучие мыши в таких огромных колониях, как, скажем, в Китае или в Индии, не встречаются. Мышиные поселения в России, как и человеческие, заметно скромнее. И с болезнями у них попроще.
Ещё один отрицательный момент большого скопления неагрессивных зверьков в одном месте — уязвимость. Даже если не брать в расчёт любителей полакомиться летучими мышами из рода сапиенс, врагов хватает: ласки, куницы, хорьки, хитроумно лазающие по скалам, змеи. Когда мыши вылетают массово из укрытий в сумерках, их подкарауливают хищные птицы, ещё не отправившиеся спать, или совы, сычи, уже проснувшиеся. Люди, конечно, в лидерах. Не дают им покоя отдыхающие мыши.
Резюме: если к летучим мышам не лезть — они совершенно безобидны.
Читайте также нашу статью Полевки на участке — как избавиться от вредных мышей?
Открытия, которые подарили нам летучие мыши
Не лезть к своим соседям по планете люди не могут. Одних едят, с других шкуры сдирают, третьих на опыты изводят. Или изучают на предмет обнаружить какое-нибудь полезное свойство.
Летучие мыши в плане полезных открытий оказались довольно продуктивными:
- Эхолокация. Зверёк издаёт сигнал и воспринимает его отражение от препятствий, таким образом ориентируясь в темноте и выискивая добычу. При этом он способен выдавать как узконаправленный сигнал, так и широко разлетающийся.
- Ультразвук, как основа эхолокации, позаимствованный у животных, сейчас применяется очень широко — и в технике, и в медицине.
- Инфракрасные датчики — это «приспособление» мышей-вампиров, с их помощью вампиры сначала находят теплокровную жертву, а потом, уже на жертве ищут близко к поверхности расположенные кровеносные сосуды.
- Анестезия — это тоже у вампиров. Чтобы жертва ничего не почувствовала, нужно произвести местную анестезию, впрыснув соответствующие вещества, что у вампиров очень хорошо получается.
- Антикоагулянты — чтобы кровь долго не сворачивалась, вампир впрыскивает специальные ферменты. На их основе есть лекарства.
- Крыло-перепонка — праобраз парашюта. Многие пытались сделать так же, как у летучих мышей, но именно так не получается — пальцы короткие.
- Долгожительство летучих мышей тоже не даёт покоя учёным. Но это пока не открытие, а куча гипотез. Почему такие мелкие существа с активным, вне спячки обменом, так долго живут? До 20-30 лет могут жить, что для такой мелочи вообще нехарактерно.
Резюме: хотя бы за эти открытия надо быть благодарными мышам и не изводить их попусту.
Дорогие читатели! Любить летучих мышей не обязательно, ненавидеть — не за что. Бояться тоже нет причины. Животным, да и нам хватило бы просто нейтралитета.
Чудесные летучие мыши, но неприятностей от них не мало. Завелись между крышей и фанерным перекрытием на летней даче. Но во время отрождения мышат на обоях потолка и стен появляются пятна очень неприятные, сами понимаете, ну и запах от испражнений тоже не французский аромат. Пытались отпугнуть резкими запахами, даже шумом, но увы. Все бесполезно. Крышу вскрывать нет сил уже, немолоды.
На зиму мыши улетят, видимо. Весной, если будет возможность, на чердак положить нафталин -должно отпугнуть. Но это нездоровое мероприятие. Здоровое, но затратное — организовать дневное освещение чердака, светодиодными экономичными лампами или прожектором, на ночь выключать. У нас функцию отпугивания мышей от размещения на чердаке сарая взял на себя молодой активный кот. Навес по соседству, балки перекрытия позволяют ему добраться/допрыгнуть хоть куда. Поэтому ни птицы, ни мыши там не селятся.
Попробуем дождаться вёсны, но боюсь, что мыши остаются на зиму, потому-то вокруг строительство коттеджных посёлков, нарушены из-за вырубания леса условия их жизни. Они у нас уже года 4, ничего поделать не можем. Кстати нафталина обычного в продаже нет, только ароматизированный. Пробуем обрызгивание мест обитания столовым уксусом, но бесполезно. Спасибо за участие и Советы.