Как-то летом, проходя по посёлку, услышала характерное мощное «ж-ж-ж». Как Винни-Пуха в мультфильме, меня немедленно посетила мысль о пчёлах. И о том, что это неспроста. Источник звука в зарослях у дороги никак не просматривался: деревья к этому моменту все отцвели, и теоретически пчёлы должны были жужжать внизу, на полевых цветах. Но пчёлы не в курсе о теории, и они жужжали в зарослях. Судя по звуку — не вылет роя, а именно рабочая текучка. В заросли лезть никак не хотелось, но и уйти ни с чем тоже было неправильно: вдруг и наши пчёлы тоже там, а я так и не узнаю, что они таскают? Десятиминутное патрулирование периметра дало-таки свои результаты: я разглядела цветущий клематис виноградолистный. Он вынес свои побеги на макушку трёхметрового клёна и там, на самом верху, собрал всех пчёл с окрестностей. Вот о медоносах и будет статья. Причём, преимущественно культивируемых. Какие, по моим наблюдениям, пчёлы предпочитают, а какие игнорируют.
Посевные медоносы
В процессе подготовки к приобретению пчёл у нас были посеяны растения-медоносы: синяк, вайда красильная, люцерна, фацелия, небольшой участок гречихи. Немного для начала, только чтобы посмотреть, как пчёлы себя поведут и что им понравится.
Фацелия
Фацелия (Phacelia) понравилась всем: и нам и пчёлам. Нам — потому что совершенно некапризна, быстро растёт, имеет красивую ажурную листву, симпатичные сине-фиолетовые цветочки, да ещё и замечательный сидерат. К тому же высевать её можно в несколько сроков, поддерживая медоносный и сидератный конвейер. Пчёлам же понравилось большое количество нектара и пыльцы в цветках. Во время цветения фацелии в каждом цветке копошится пчёлка, а то и не одна.
Гречиха
С гречихой (Fagopyrum) эксперимент получился неоднозначным. И взошла хорошо, и цвела долго, а вот пчёлы от неё «воротили носы». Может, причина в погоде: тёплой и влажной погоды, при которой у гречихи хорошее нектаровыделение, практически не было — жара и сухо. В общем, пчёлы предпочли другие цветущие растения.
Синяк, вайда и люцерна — двулетники, так что наблюдения начались только на следующий сезон. При этом результат оказался несколько неожиданным.
Вайда
В первый сезон цветения на вайде (Isatis tinctoria) я так ни одной пчелы и не обнаружила, хотя цвела она пышно мелкими жёлтыми цветочками, хорошо пахла, и толклись на соцветиях всякие разные насекомые, начиная с маленьких ос и заканчивая божьими коровками. А вот пчёл не удалось увидеть ни одной, хотя я специально подкарауливала их в разное время суток. И посажена вайда была в 4-х метрах от ульев — не могли они её не заметить!
От выкорчёвывания теоретически сильный медонос спасло только то, что её листья — хорошая и полезная натуральная краска для волос. К тому же корни вайды имеют высокую противовирусную и антимикробную активность. В крайнем случае, полечиться можно.
Как показал следующий сезон — и правильно, что не повыдёргивала: второе, более роскошное цветение превратило соцветия вайды в медоносный полигон! Пчёлы распробовали, оценили и оккупировали соцветия. Тут уж я пожалела, что мало посеяла. Максимальное количество пчёл на вайде отмечалось днём, в самую жару. И, судя по жёлтым «штанишкам», пчелы таскают оттуда не только нектар, но и пыльцу. Вайда (другое название — усьма) весенний медонос, зацветает после плодовых деревьев и цветёт недели три.
Синяк
На синяке (Echium) пчёлы жужжат с рассвета и до заката, отпихивая шмелей и прочих конкурентов. Синяк вырастает до полутора метров, и, хотя стебель и ветви у него довольно толстые, во второй половине лета он уже неспособен их удержать, нужно подвязывать. Выполнять эту операцию приходилось в сумерках, в любое другое время куст буквально «жужжал». Не хотелось мешать такой напряжённой работе.
Синяк и нам понравился: мощное декоративное растение, цветущее больше двух месяцев колосками синих цветов. Цветки имеют интересное свойство: сначала они розово-сиреневые, а после опыления становятся синими. Совершенно неприхотлив к почве, своими мощными корнями достанет и воду, и питательные вещества. Все части и ядовиты, и обладают лекарственными свойствами. Ну, это как всегда — вопрос в дозировке.
Люцерна
С люцерной (Medicago sativa) получилось довольно интересно: посеяна она была в приствольном круге большой яблони и на «отдыхающем» картофельном участке в качестве промежуточной культуры. Под яблоней, по большей части, кружевная тень от листвы — там люцерна и зацвела позже, и пчёлы не очень-то на неё летели. На картофельном же участке работа кипела вовсю, особенно, в самую жару. На солнышке люцерна разрослась не в пример лучше той, что под яблоней.
Кстати, я обратила внимание на то, что растущие в полутенистых местах растения не очень привлекают пчёл. В большинстве случаев пчёлы садятся на цветки, освещённые солнцем.
Читайте также нашу статью Лучшие однолетние растения-медоносы.
Медоносы в цветнике
В течение сезона пчёлы обнаруживались на многих садовых декоративных растениях, как признанных в качестве медоносов, так и мало где «засветившихся».
Тимьян (Thymus), лаванда (Lavandula), шалфей лекарственный (Salvia officinalis) пчёлами горячо любимы и постоянно посещаются. Тащат оттуда и нектар, и пыльцу. Из губастых цветков шалфея частенько торчит чья-нибудь задняя часть. С тимьяном и лавандой проще: цветочки маленькие, достаточно хоботок сунуть.
Не менее любимы пчёлами почти все виды луков. У нас на участке цветёт лук голубой (Allium caeruleum), шнитт (Allium schoenoprasum), круглоголовый (Allium sphaerocephalon), душистый (Allium ramosum), иногда зацветает обыкновенный репчатый (Allium cepa). И на всех соцветиях обязательно в любое время дня обнаруживаются пчёлы.
А вот на луке Моли (Allium moly), цветущем относительно крупными жёлтыми колокольчиками, пчёлы мне не встречались. У этого лука, кажется, есть всё необходимое для привлечения насекомых: колокольчики раскрываются широко, цвет яркий жёлтый, присутствует аромат. Хотя к месту его произрастания я добираюсь нечасто и, может, просто не увидела.
Обнаружив пчёл на цветущей аквилегии (Aquilegia), я была несколько озадачена: раньше не встречала упоминаний о её медоносности. Как показали многократные наблюдения, это ни в коем случае не было случайностью (например, на цветок залетела одна задумчивая пчёлка), пчёлы посещали цветки в течение дня регулярно и деловито добывали оттуда нектар, прокалывая шпорцы.
Простенький солнцецвет монетолистный (Helianthemum nummularium), раскрывающий свои маленькие цветочки исключительно в солнечную погоду в первой половине дня, всё это время колышется от пикирующих на цветки пчёл. Потому что даже такое небольшое насекомое, как пчела, великовато для тонких стебельков растения. Пчёл это не волнует. Даже тяжело нагруженные обножкой, они упорно цепляются за поникающий цветок, собирая пыльцу и нектар. Солнцецвет терпит: опыляться-то надо. Хорошее растение — всё лето цветёт.
К концу лета у нас разросся и зацвёл гелиотроп (Heliotropium peruvianum). Роскошное растение с благородного цвета листьями, приобретающими к осени фиолетовые оттенки, и не менее благородных оттенков тёмными фиолетовыми соцветиями с волшебным ароматом. И нас, и пчёл очень впечатлил. Пчёл особенно порадовал в качестве позднелетнего медоноса. Развивается растение долго, надо рассадой выращивать, но зато пышно цветёт с августа и до заморозков. И всё это время пчёлы добывают с растений нектар.
А вот с дербенником (Lythrum salicaria) как-то непонятно. В большинстве источников он упоминается, как неплохой медонос, но пчёлы, по моим наблюдениям, летят на него неохотно. Растёт он у нас в окрестностях по всем канавам и пустошам, в том числе, довольно обильно на краю нашего участка, ближе к лесу. Смотрится декоративно и привлекательно, розово-сиреневые цветочки широко открыты, нектарники и пыльценосы в пределах доступности для пчёл. Но те почему-то не торопятся наваливаться всем скопом на эти доступные и многочисленные цветы.
Я четверть часа утюжила дербенниковые заросли в погоне с камерой за одной пчёлкой, перелетающей с растение на растение, с намерением устроить ей фотосессию. Но то ли пчёлка оказалась скромной, то ли большинство цветков неподходящими, по крайней мере, мне удалось сделать только один кадр. Может быть, в условиях нехватки других медоносных и пыльценосных растений, сбор с дербенника идёт активнее. У нас же в это время обычно цветёт горячо и преданно любимый пчёлами цикорий, а также по второму разу — не менее любимый ими белый клевер.
Любимые пчёлами декоративные кустарники и лианы
Удивило меня появление пчёл на соцветиях гортензии крупнолистной (Hydrangea macrophylla) сорта ‘Taube’. Гортензии в качестве медоносов если и упоминаются, то исключительно гортензии черешковая и метельчатая. У пчёлок, лазающих по мелким цветкам гортензии, обножки не видно, логично предположить, что они берут нектар. И, опять же, это не одна случайно залетевшая пчёлка, а регулярные посещения.
Особенно удивительно потому, что пчёлы розовые и красные цвета не различают, им нужна синева в оттенках (сиреневый, например) или аромат. А запах у гортензии какой-то невнятный. Впрочем, мне обонянием с пчёлами не тягаться. Кстати, на метельчатой гортензии пчёл я ни разу не видела, хотя растёт у нас сорт ‘Kyushu’, у которой большая часть цветков дает плоды.
На буддлею (Buddleja davidii) пчёлы начали обращать внимание только к осени, когда уже больше почти и некуда его было обращать, основные медоносы отцвели. Наверное, она им неудобна из-за длиннотрубчатых цветков, потому что крупные соцветия фиолетового и белого цвета с сильным ароматом теоретически должны их привлекать. В течение лета на кустарнике «толпятся» самые разные бабочки, к вечеру прилетают бражники, в общем, длиннохоботковые.
Очень привлекательна для пчёл вьющаяся жимолость японская (Lonicera japonica): в июне, в период основного цветения, вся лиана жужжит с утра до вечера. А вечером на неё слетаются бражники.
Видимо, растение хороший пыльценос, потому что хоботков вдвое длиннее туловища у пчёл не бывает. Да и топчутся они преимущественно по пыльникам. Хотя в литературе отмечается это как как медонос. Может, они трубки прокалывают — но мне не удалось застать этот момент. Растение замечательно ещё и тем, что в августе-сентябре цветёт на молодых побегах повторно, менее обильно, чем в июне, но тоже очень неплохо. Пчёлкам подспорье.
Упомянутый вначале клематис виноградолистный (Clematis vitalba) растёт в нашей местности в диком виде, в более северных регионах выращивается в качестве декоративного садового. Пчёлам очень нравится, да и удобно: посадил возле забора, клематис его и освоит, не занимая лишней площади участка. Цветёт с июня по август, обеспечивая пчёл и нектаром, и пыльцой.
Поздним медоносом выступает прижившаяся в грунте анредера (Anredera). Растёт она у нас возле большой старой сливы, просыпается поздно, всё лето наращивает побеги, забираясь на самую макушку привитого на сливе абрикоса. Зацветает в конце августа-сентябре ажурными невесомыми кисточками, на которых пчёлки повисают «гирьками». Благоухает нежным ароматом на несколько метров вокруг. Не броская, цветочки очень мелкие жёлто-зелёного цвета, но пчёлы сразу определяют, когда она зацветает, и трудолюбиво жужжат в кроне дерева.
Читайте также нашу статью Анредера — выносливая лиана-тропиканка, которой стоит разнообразить сад.
Насчёт роз (Rosa) наши вкусы с пчёлами не сходятся. Нам нравятся махровые душистые крупноцветковые, а пчёлкам — простой шиповник, растущий за забором возле речки. Мы постарались найти компромиссное решение и посадили рамблер ‘Hermann Schmidt’ с полумахровыми мелкими малиново-сиреневыми цветочками, имеющими жёлтые серединки. Розочки в начале цветения пахнут липовым цветом — это мы понадеялись пчёлок обмануть. Не знаю, насколько это удалось, но пчёлы с удовольствием копошатся в цветах, собирая нектар и пыльцу, несмотря на то, что летом, на жаре, запах у розочек становится пряным. Роза цветёт с мая до заморозков, волнами.
Дорогие читатели! Чем больше разнообразие медоносных растений, тем богаче состав мёда, интереснее вкус и аромат. Так что мы постараемся разнообразить медоносную базу ещё больше.
В меня пчёлам нравится лофант, и анисовый, и тибетский. Хоть они мне не нравятся, но для пчёлок сохраню. И ваточник тоже пчел привлекает.
Ольга, у вас сирийский ваточник? Или мясо-красный? Сирийский второй год у меня не всходит, а про медоносность мясо-красного какие-то мутные сведения попадаются.
У меня пчелы и бабочки обожают эхинацею и рудбекию . Алиссум.. бадан и белая живучка
( цветет белыми цветочками) тоже всегда с пчелками и конечно виола и монарда.
Медоносом был заявлен аллисум скальный (на упаковке семян). Посеяла, холила, лелеяла. Да, запах медовый, но все жужжащие летающие были там, кроме пчелок.
Да, и наши пчёлки что-то его игнорировали, хотя и запах медовый и цвет подходящий. Может, как с вайдой — распробуют ещё.
Шестой год и никак…