Малоуходность и романтичность — в чём особенность пейзажного сада?

0
0
1180

Пейзажные сады — самый востребованный в наше время тренд. Само явление в практике ландшафтного дизайна отнюдь не новое. И все же мода на пейзажные цветники и сады охватила весь мир сравнительно недавно и прочно ассоциируется с именем голландца Пита Удольфа. Сады и растительные композиции в стиле натургарден даже получили название в его честь — удольфианские.

Малоуходность и романтичность — в чём особенность пейзажного сада?
Малоуходность и романтичность — в чём особенность пейзажного сада?

А начиналось все в 1982 году, когда Удольф с семьей поселился в небольшой деревушке Хуммело, где основал свой питомник и приступил к экспериментам. Он совершил настоящую революцию как в принципе организации и планировки композиций, так и в выборе растений. В 2000 году на выставке в Челси сад «Эволюция», спроектированный Питом Удольфом совместно с Арни Мейнардом, завоевал первое место. Именно это событие ознаменовало рождение в искусстве ландшафтного дизайна «новой волны».

Принципы и особенности удольфианских садов

Природность и спонтанность

«Я не пытаюсь создать природу. Я хочу создать ощущение природы, спонтанности». Это высказывание Пита Удольфа как нельзя лучше отражает философию его садов.

В таком уголке не место:

  • правильным геометрическим формам,
  • прямым углам и линиям дорожек,
  • идеальным клумбам и рабаткам.

Это рукотворный и продуманный образ природы, но не ограниченный никакими искусственными рамками «хаос». Растения образуют пышные куртины пейзажных очертаний, плавно перетекающие одна в другую.

Экологичность и малоуходность

Естественный сад по своей сути должен соответствовать принципу экологичности. Предполагается, что сад растет как бы сам по себе, без вмешательства человека. Дополнительный полив не нужен, удобрения, если и используются, то минимально и только органического происхождения. Никакие химикаты для обработки зеленых насаждений от вредителей и болезней не применяются, так же как обрезка и формирующая стрижка.

Если вы ничего не знаете об органическом земледелии, то наша статья поможет вам разобраться: Урожай без химии — простые советы с чего начать органическое земледелие

Минимизация человеческого вмешательства достигается путем подбора соответствующих растений, а также благодаря самому способу организации пространства.

Первые несколько лет удольфианский сад действительно полностью соответствует принципу малоуходности. Но по прошествии времени самосев и расползание более агрессивных растений (если таковые присутствуют и не были надежно ограничены) сильно меняют облик сада. Требуются большие усилия, чтобы вернуть былую красоту.

Декоративные элементы

Принцип экологичности проявляется в использовании натуральных материалов для МАФов (малых архитектурных форм) и мощения, отличающимися мягкими приглушенными природными оттенками. Для мощения чаще всего используют мелкую каменную фракцию, реже — плитняк (рваный или геометрически ровный), кирпич, простую квадратную плитку. В качестве своеобразных «дорожек», извивающихся между пышными куртинами злаков и цветущих многолетников, выступает газон.

МАФы в стиле натургарден – явление редкое, но если появляются, то неслучайно.
МАФы в стиле натургарден — явление редкое, но если появляются, то неслучайно. © pinterest

МАФы в стиле натургарден — явление редкое, но если появляются, то неслучайно. Полуспрятанная разросшимися травами простая неокрашенная скамья из дерева, фигура или резной экран из кортеновской стали будут как нельзя кстати.

Рукотворные «заросли» обязательно станут пристанищем для местной фауны, отражая один из современных трендов в дизайне — биофилию.

Неприхотливые травянистые растения

В удольфианском саду безусловно главная роль отдана растениям. Пит Удольф использует местные травянистые многолетники или хорошо адаптировавшиеся привозные растения. Но отдает предпочтение не цветам, а растениям с «архитектурным» габитусом и разнообразными или даже необычными по форме соцветиями. Главное, чтобы они были неприхотливыми, а их структура читалась на протяжении всего сезона.

Пит Удольф использует местные травянистые многолетники или хорошо адаптировавшиеся привозные растения.
Пит Удольф использует местные травянистые многолетники или хорошо адаптировавшиеся привозные растения. © learningwithexperts

Для всех соцветий Удольф придумал свои названия, не ботанические, а основанные на их внешнем облике:

  • «ромашки» (нивяники, эхинацеи, гелениумы, рудбекии).
  • «зонтики» (пижмы, тысячелистники, седумы, дудники).
  • «кисти» (астильбы, золотарник канадский, лабазники, волжанки).
  • «шары» и «пуговки» (кровохлебки, мордовники, синеголовники).
  • «свечи» (вероники и вероникаструмы, шалфеи, акониты).
  • «завесы» (всевозможные злаки: трясунка средняя, лисохвост луговой, щучка дернистая).

Именно декоративным злакам отдана ведущая роль. «Сначала я использовал немного злаков в цветниках, а потом подумал — почему бы не попробовать наоборот — и посадил немного цветущих растений среди злаков». Именно благодаря злакам создается волшебная, наполненная светом и воздухом картина колышущегося под ветром луга. 70% в цветнике занимает основа — травянистые многолетники, 30% — дополнительный ассортимент (летники, двулетники, дикие виды луковичных).

Сдержанная колористика

Сдержанность вовсе не означает, что сад в стиле натургарден будет исключительно блеклым или пастельным. Яркие цветовые пятна, как правило, обеспечивают растения с соцветиями-«ромашками». Но благодаря преобладанию злаков, «точечные» вкрапления цвета смотрятся менее насыщенными, а впечатление от композиции в целом оказывается более мягким и умиротворяющим.

Подробнее о разнообразии злаков в материале: 8 самых популярных декоративных трав и злаков

Присмотритесь к привычному загородному пейзажу. Вы увидите гармоничное сочетание розово-пурпурных, золотистых, сине-голубых и белых оттенков на фоне подавляющего объема разнотравья. За цветовую составляющую отвечают не только соцветия. Поздней осенью особое значение приобретают коричневые оттенки, в которые окрашивается листва злаков.

Вы увидите гармоничное сочетание розово-пурпурных, золотистых, сине-голубых и белых оттенков на фоне подавляющего объема разнотравья.
Вы увидите гармоничное сочетание розово-пурпурных, золотистых, сине-голубых и белых оттенков на фоне подавляющего объема разнотравья. © whipplerussell

Революционность идей Пита Удольфа в области колористики проявляется наиболее отчетливо. Цвет для голландского специалиста перестает быть главным инструментом, а общепринятая гармония цветовых сочетаний отвергается. Пит Удольф предлагает представить сад в черно-белой гамме. Если даже в «обесцвеченном» состоянии, композиция «читаема» — значит, все удалось.

Блочный принцип посадки

Еще одной новацией стал блочный принцип посадки, при котором все растения высаживаются только большими группами. План такого цветника напоминает лоскутное одеяло. Чем больше площадь композиции, тем больше должны быть «пятна» и, соответственно, больше растений в каждой группе.

В миксбордерах в стиле натургарден нет солистов ни по высоте, ни по цвету.
В миксбордерах в стиле натургарден нет солистов ни по высоте, ни по цвету. © gardensillustrated

В миксбордерах в стиле натургарден нет солистов ни по высоте, ни по цвету. Нет и привычной ярусности. Все растения равноправны и занимают отведенное им место. Группы могут частично перекрываться, но не угнетают друг друга, а создают единую гармоничную картину. Нет выраженного переднего плана, все растения равномерно распределены по плоскости. Но самые высокорослые могут располагаться ближе к центру (при двустороннем обзоре) или дальнему краю (при одностороннем).

Правило «7 +/- 2 максимум 11» тоже не работает. Никаких ограничений не только по цвету, но и по количеству других признаков нет (габитус, форма соцветий, форма листовой пластины). Особое значение приобретает контраст, создаваемый чередованием отличающихся формой соцветий растений: «свечки» люпинов соседствуют с «пуговками» кровохлебок, «зонтики» пижмы — с «кистями» лабазников.

Декоративность в любое время

Пит Удольф говорит, что ему важно, чтобы сад был интересен в любое время, а не только в летний сезон на пике цветения. «Любое время» — это не только сезон, но и время суток, и погодные условия. Такой эффект достигается за счет использования большого разнообразия злаковых. «Я думаю в вертикалях и горизонталях, промежутках, переходах. Это мой тип мышления».

Пит Удольф говорит, что ему важно, чтобы сад был интересен в любое время, а не только в летний сезон на пике цветения.
Пит Удольф говорит, что ему важно, чтобы сад был интересен в любое время, а не только в летний сезон на пике цветения. © tomorrowpr

Поздней осенью и особенно зимой декоративные злаки смотрятся особенно эффектно. Листва меняет цвет на различные оттенки коричневого, а порой и красного и даже фиолетового, а. Ажурные метелки многих злаков прекрасно стоят под снегом. В удольфианском саду не принято обрывать отцветшие соцветия, обрезать надземную часть травянистых многолетников осенью и вообще как-то формировать их.

Цветущие многолетники составляют лишь небольшую долю:

  • 40% площади цветущих посадок занимают летнецветущие,
  • 30% — весеннецветущие,
  • 25% — осеннецветщие,
  • 5% — зимние «украшения».

Отсутствие границ и зон

Удольфианский сад — единое пространство из плавно перетекающих одна в другую растительных композиций, между которыми змеятся пейзажные дорожки. Здесь нет четко очерченных функциональных зон в их традиционном понимании. Это сад для эстетов, исключительно декоративный и лишенный всякой функциональности.

«Дикие» и буйные композиции в стиле натургарден особенно эффектно смотрятся на контрасте с идеальной упорядоченностью.
«Дикие» и буйные композиции в стиле натургарден особенно эффектно смотрятся на контрасте с идеальной упорядоченностью. © jackwallington

Единственное, что часто используется, — бордюры из натурального камня, кирпича или кортеновской стали на границе растительных композиций, дорожек и газона. Допускается невысокое ограждение из природных материалов или, как ни странно, стриженая живая изгородь по периметру сада. В идеале должен работать принцип заимствования пейзажа, при котором сад является визуальным и сущностным продолжением окружающего ландшафта.

«Дикие» и буйные композиции в стиле натургарден особенно эффектно смотрятся на контрасте с идеальной упорядоченностью. Газон должен быть однородным и ровно подстриженным. Строго геометрические формованные изгороди выполняют ту же роль.

Малозаметное освещение

Как декоративные, так и функциональные светильники в саду должны быть максимально простыми и незаметными. Фонари лишь обеспечивают безопасное перемещение по саду и подчеркивают красоту и структуру растительных композиций в темное время.

Подробнее о том, какое бывает освещение в материале: Как подобрать правильное освещение для сада — советы ландшафтного дизайнера

Для освещения удольфианского сада можно выбрать:

  • простые светильники-болларды, размещаемые вдоль дорожек,
  • маломощные прожекторы для подсветки растений, устанавливаемые в грунт,
  • монтируемые в поверхность компактные влаго- и пылезащищенные светильники.

Принципу экологичности, а значит и экономии энергии, лучше всего соответствуют светильники на солнечных батареях. Представленный на рынке ассортимент по функционалу и стилю дает возможность подобрать освещение для любого сада.

Плюсы и минусы

Стиль натургарден быстро захватил умы и общественное пространство в Европе и Северной Америке, а вот у нас его «распробовали» далеко не все и не сразу. И тому есть ряд объективных причин. Как говорит сам дизайнер: «Мои сады — для малого количества людей. Большинство не занимается таким садоводством».

Как говорит сам дизайнер: «Мои сады - для малого количества людей. Большинство не занимается таким садоводством».
Как говорит сам дизайнер: «Мои сады — для малого количества людей. Большинство не занимается таким садоводством». © oudolf

Начнем с плюсов

  • Универсальность. Стиль натургарден подходит к любой архитектуре: деревянный деревенский домик и современное строение из стекла, металла и бетона одинаково гармонично «утопают» в разнотравье высокого рукотворного луга.
  • Малоуходность. Такой сад не требует дополнительного полива, подкормок, обработок, обрезок.
  • Экологичность. Невмешательство в дела природы, минимизация вреда от деятельности человека, создание благоприятных условий для местной фауны. Это способствует экономии воды и энергии.
  • Природная эстетика. Даже если человеку ближе сад в более традиционном понимании, с яркими красками, сложно не проникнуться эстетикой удольфианского сада, не ощутить умиротворение и гармонию.

Но и минусов тоже достаточно

  • Самосев. Агрессивные многолетники можно исключить или ограничить, а вот с самосевом ничего не поделаешь. В долгосрочной перспективе приводит к изменению структуры композиции, а ветер разносит семена на соседние участки.
  • Сложность в подборе растений и нахождении баланса. Ошибки на стадии планирования могут превратить гармоничный искусственный «хаос» в беспорядочный и настоящий. «Приглашать» в свой сад «дикую природу», которую мы легко можем увидеть на любом лугу, мало кто захочет.
  • Большая площадь. Чтобы удольфианский сад заиграл всеми «красками», ему нужно много места. Но для стандартного участка в 8 соток он не подходит.
  • Высокая стоимость. Малозатратность удольфианского сада — миф. Большая площадь и посадка крупными группами требуют очень существенных вложений.
  • Декоративность в ущерб функциональности. Сложно представить себе обычный частный сад без пары-тройки плодовых деревьев или хотя бы небольшого огорода, но удольфианский сад не предполагает утилитарного использования.

Напишите свой комментарий

Внимание! В комментариях к материалам запрещена публикация ссылок или контактной информации. Для этого воспользуйтесь форумом или личными сообщениями. Спасибо!