Тема утилизации органических отходов как-то не очень популярна у садоводов, особенно в настоящее время, когда мусор вывозится на многострадальные полигоны. Продвинутые владельцы земельных участков большую часть органических отходов отправляют в компост, где разнообразнейшая живность превращает это всё в драгоценный огородный продукт.
Статья будет об одной из составляющих огромной армии «переработчиков», жуках — навозниках. О роли в экологии, типичных представителях и о том, зачем они нужны в садах.
Без навозников плохо
Австралия с момента её освоения европейцами подвергалась различным биоэкспериментам, во многих случаях послужившим уроком всем остальным. Про кроликов — это классика. Жаба-ага, которую завезли для борьбы с вредителями тростника и батата, с вредителями бороться не захотела, а начала лопать местную фауну, катастрофически размножаться и расширять ареал. Сейчас это одна из проблем.
Об этом, а также о пользе жаб в целом, подробно можно почитать здесь: О жабах в жизни садоводов — с любовью
Коровы, завезённые в Австралию в 1880 году, в процессе активного разведения загадили огромные территории, из-за чего развелось невероятное количество мух. Австралийская почвенная фауна к новому для себя продукту отнеслась настороженно и с недоверием, привычки употреблять именно коровий навоз ни у кого не было, поэтому засохшие коровьи лепёшки лежали по нескольку лет неутилизированные, не позволяя нормально расти травам.
В Австралии был запущен очередной биоэкологический проект по расселению жуков-навозников, способных навоз крупных копытных переводить в более доступные для другой почвенной живности формы. Проект был начат в 1965 году, жуков разных видов из Африки и Европы завозили, размножали и расселяли лет 20. Из 43 видов согласились жить и работать в непростых австралийских условиях 23 вида, но и они благополучно справились с проблемой. Проект был признан одним из самых успешных экспериментов по биоконтролю в 20 веке.
Обидно то, что кролики на слуху, а про победное шествие навозников по Австралии знают лишь специалисты. То есть, уже понятно, что жуки-навозники являются очень полезными существами в плане ассенизации.
Знаменитые египетские скарабеи тоже навозники, в науке таких существ принято называть копрофагами, то есть, поедателями экскрементов. Они относятся к навозникам-роллерам, то есть, лепящим шары из навоза и укатывающих их в свои норки. Есть ещё навозники — туннеллеры, роющие ходы в земле и утаскивающие туда навоз для себя и детишек. В этих ходах запасается часть навоза не только для себя, но и для будущего потомства. Навозники — двеллеры не усложняют себе жизнь и просто закапываются в навоз. И яйца туда же откладывают, считая такую заботу о потомстве вполне достаточной.
Кого можно встретить в России?
Скарабей
Начать стоит, пожалуй, со священного скарабея (Scarabaeus sacer), почти обожествлённого египтянами (бог Хепри изображался с головой-скарабеем). Эти жуки, любители жаркого климата, обитают в Южном федеральном округе, в степных и полупустынных ландшафтах.
Катают шарики из навоза, ловко перемещаясь при этом вниз головой и задними конечностями удерживая навозный шарик. Шарики эти — еда и строительный материал для гнёзд, куда будут отложены яйца. Очень практичное вещество для гнезда: после наружного отвердевания довольно надёжен, при этом не теряя своих ценных качеств: личинки им будут питаться в процессе роста.
Живут жуки в самостоятельно выкопанных норках, иногда довольно глубоких. Что неудивительно, потому что на поверхности и даже вблизи поверхности жарко. Выбираясь наружу, жуки летят на поиски вожделенного навоза. Обнаружив, лепят шарик и катят его в сторону норки. Ориентируются, как выяснили исследователи, по солнцу, луне и свету Млечного пути. По солнцу — в конце весны, когда ведут дневной образ жизни, по луне и звёздам — в течение жаркого периода.
О скарабеях дополнительно в материале: Похвальное слово скарабею
Навозник обыкновенный
Широко распространён по территории всей страны навозник обыкновенный, или землерой обыкновенный (Geotrupes stercorarius). Блестящий двухсантиметровый корпулентный жук чёрного цвета с синим или зелёным отливом. Живёт в земляных норках и предпочитает вести ночной образ жизни, днём на поверхности зря не маячит.
В качестве питания предпочитает навоз, но может употреблять и гниющую растительность, иногда встречается на трупах животных, грибы ест. Во всех случаях в ход идёт влажная составляющая. Для детишек кусочки навоза затаскивают под землю, в гнездо, обеспечивая личинок питанием. Детишки едят всё — и твёрдое, и мягкое.
Навозник лесной
Не менее широко распространён навозник лесной (Anoplotrupes stercorarius), чуть меньше обыкновенного размером. Зато встречается чаще, потому что склонен вести дневной образ жизни. Предпочтения в еде у него те же, что и у предыдущего вида. Навозник обыкновенный и лесной встречаются на садовых участках, не отравленных пестицидами, в районе компостных куч — компостная диета им тоже вполне подходит.
У навозников-землероев устанавливается интересное сотрудничество с гамазовыми клещами. Те, ввиду своих мелких размеров (около 1 мм) неспособны преодолевать большие расстояния, а кушать предпочитают жидкие продукты разложения, яйца мух, круглых червей. Такая пища сплошным слоем на поверхности не лежит, попадается точечно, в зонах гниющей органики. Вот рядом с жуками-навозниками эти клещи и приспособились жить. А также использовать их в качестве транспортного средства для перемещения к еде. На жуках очень часто можно обнаружить бегающих как по спинке, так и по брюшку мелких клещиков. Какая польза от них жукам, пока непонятно.
Навозный афродий
Садоводы, которые завозят на участки свежий навоз, вполне могут встретиться и с навозным афродием (Aphodius fimetarius), заселяющимся непосредственно в навозные кучи, там же этот жук и детишек выращивает. Это только некоторые типичные и заметные представители клана ассенизаторов.
Зачем они нужны в саду?
Главное их назначение — утилизация копролитов и гниющей органики. Навозники — землерои, помимо непосредственной переработки отходов жизнедеятельности, хороши ещё и тем, что утаскивают это всё в свои подземные норки. При этом не только рыхлится почва, но и обогащаются органикой более глубокие её слои. Настоящие навозники роют ходы до глубины 60 см и гнёзда, где будут выращиваться детишки, находятся в самой дальней части норки. В эти гнёзда натаскивается навоз, чтобы снабдить детишек едой на весь период развития.
К сожалению, личинки навозников похожи на личинок других жуков из семейства Пластинчатоусые, например, майских жуков. Поэтому при глубокой перекопке (не все жуки до 60 см роют, бывает и на полтора штыка) попадаются под горячую руку садоводов, борющихся с ненавистными хрущами.
О майских жуках и мерах борьбы можно почитать здесь: Хрущ, или майский жук — как бороться с вредителем?
Личинки имеют только некоторое внешнее сходство. В отличие от личинок хруща, навозниковые детишки корни растений не едят, заботливые родители обеспечили их питанием на весь период взросления. Поэтому даже стимула к перемещению в почве у них нет — сидят себе тихонько в гнезде и жуют навоз. Это касается землероев.
Обнаруживающиеся в перепревшем навозе и компосте белые толстые личинки — это, как правило, детишки разных навозников — двеллеров. Они там занимаются полезным делом — переработкой, и уничтожать их не нужно. Личинки майских жуков в навозе не живут — им там есть нечего.
От навозников никакого вреда, кроме пользы. Встретили — не надо его решительно подошвой давить, пусть бежит себе.
Даже на участках, на которых не используется навоз, вполне возможно обнаружить жуков-навозников. Гниющие растительные остатки есть почти везде. Мы на своём участке навоз не используем, так же, как и синтетические удобрения. Зато в больших количествах есть скошенная трава, листва, обрезки веток. Практически всё это разными способами компостируется. Навозники периодически попадаются. Вполне возможно, что их привлекают и пойманные, но недоеденные котом полёвки и птички — обнаружился как-то жук на мышиных остатках. Встречаются жуки и на повреждённых виноградных улитках, пострадавших при покосе триммером, а также не доеденных птичками или жужелицами.