Ввёл эту тему в поисковых системах и каких только мнений, иногда прямо противоположных, противоречивых, каких только чудес ни нашел там, а какая безапеляционность в утверждениях! Вот некоторые из них, самые нейтральные: «Душа есть во всех материальных телах, обладающих признаками жизни. Жизнь свидетельствует о присутствии души. Пока растение живёт, растёт, цветёт — в нём есть душа. Как только душа выйдет из растения, оно сразу гибнет». Или вот еще: «Конечно, душа в растениях есть. Я даже эксперименты ставила. Сажала рассаду в 2-х разных лотках. С одними ростками постоянно разговаривала, хвалила, просила хорошо расти. И я, далеко не суеверный человек, рационалист, увидела, что рассада, с которой общалась, была более сильной и росла быстрее, чем та, с которой не общалась. С тех пор я со всеми растениями в саду или дома разговариваю, глажу их руками и прошу прощения при пересадке или обрезке. И они меня радуют уже много лет».
Некоторые поклонницы цветов приводят в качестве доказательства наличия у цветов души лирические строчки известных поэтов, например, такие:
Ты мыслишь, человек?
Но разве одному тебе присуща мысль?
Она во всем таится…
Есть у цветов душа, готовая раскрыться.
Другие ссылаются на опыт своих бабушек или дедушек:
- «Растения испытывают боль, радость, страх. Бабушка всегда говорила, что когда срываешь растение, попроси у него прощения. Давно заметили, как растения реагируют на музыку, воспринимают ненависть и любовь. Древние народы также говорили об этом. Парацельс в своей «Окультной ботанике» утверждал, что растения обладают душой. Я ухожу из сада прощаюсь со своими «зеленушками», прихожу — здороваюсь. Глажу стволы, разговариваю. Мне кажется, они все понимают».
- Думаю, что есть. В моей жизни был такой случай. Я ухаживала за стареньким дедушкой, и он на балконе выращивал декоративное деревце. Разговаривал с ним, когда поливал или просто сидел рядом. И вот, когда он умер, через месяц деревце совсем засохло, хотя его и поливали, и ухаживали за ним не хуже дедушки. Вот ведь как бывает: казалось бы, дерево, а не стало дедушки и не стало дерева».
Существует такая версия (их несколько, разных) об открытии криминалистом американских спецслужб Кливом Бакстером, который сделал в 1966 году достоянием общественности существующее взаимодействие между людьми и растениями. Однажды Бакстер проводил в своем кабинете эксперимент с драконовым деревом. К крупным листьям этого растения легко было присоединить электроды для измерения изменений в сопротивлении слабому электрическому току. Специалисту по полиграфам Бакстеру хотелось узнать, сколько времени понадобится воде для того, чтобы подняться от корней дерева вдоль его ствола до самых кончиков листьев. Он взял спички, чтобы подсушить лист, как в то же время полиграф вдруг показал сильную реакцию. Но ведь он еще не успел обжечь растение, он только подумал об этом! Считают, что это удивительное открытие знаменовало начало новой карьеры Бакстера, потому что он продолжал проводить эксперименты с растениями. Работа Бакстера описана в книге Питера Томпкинса и Кристофера Берда «Тайная жизнь растений».
Чтобы автору выразить свое мнение по вопросу о душе растений, ему, естественно, следует начать с определения самого понятия «душа». Таких определений множество. Попытаемся сформулировать только два. Первое из них – образ души (человеческой, разумеется) по Платону (427 – 347 г.г. до н.э.). В своих работах Платон сравнивает душу с крылатой колесницей. Если в колеснице богов и кони, и возничие благородного происхождения, то у смертных один из коней прекрасен, он белого цвета, добр и послушен, готов вознести возничего к небесам, а другой наделен противоположными качествами: он черный, тяжел, своенравный, непослушный и тянет колесницу к земле. Совершая путешествие по небесному своду, души богов и души людей созерцают мир идей и истину, которая является амброзией, пропитанием души. Но в душе изначально заложено все, что находится в мире идей, хотя и в непроявленном виде – так же, как в семени заложено знание того, чем оно может и должно стать. Способности, которыми мы уже владеем, это те знания, которые были приобретены раньше нашими предками. Думается, что речь идет не только о способностях творить добро, но и совершать дурные поступки, заложенные в людей на генном уровне.
Второе определение души более современное: она как бы уподобляется компьютерной программе, заложенной в человека (животное, растение). Тут и генетическая программа, и весь опыт, знания и пристрастия прошлых поколений. Как не вспомнить известное выражение: «Ни один вздох, ни одна улыбка не проходит в мире бесследно». Программа, заложенная в душу человека при рождении, в процессе его жизни непрерывно обновляется, сообразуясь с требованиями общества, его коллективной культуры, развития различных учений и лжеучений.
Утверждают, что в душе каждого человека заложено стремление к любви и добру, что также провозглашается в нравственных заповедях различных религий. Идеальным был бы тот вариант, когда душа каждого человека программировалась бы в соответствии с заповедями добра и любви каждой из существующих религий, основной из которых является «Не делай другим того, чего бы ты не хотел, чтобы делали тебе», хотя и множество других заповедей очень справедливы, гуманны и прекрасны.
Мудрые люди утверждают, что свою жизнь надо строить только в соответствии с нравственными божественными заповедями, неважно какого вероисповедания. Вот и Лев Толстой подтверждает эти мысли: «Один, только один есть у нас непогрешимый руководитель, всемирный дух, проникающий нас всех вместе и каждого, как единицу, влагающий в каждого стремления к тому, что должно; тот самый дух, который в дереве велит ему расти к солнцу, в цветке велит ему бросить семя к осени и в нас велит нам стремиться к Богу (понятно, что речь идет о нравственных божеских заповедях, по которым только и следует строить людям свою жизнь — прим. авт.) и в этом стремлении все более и более соединяться друг с другом». Ан, нет душевная программа так не формируется. Видимо, всему виной ненасытные телесные желания человека, Не останавливаясь на них подробно, заметим, что они, по существу, являются прямой противоположностью нравственных заповедей любой из существующих религий. И раз уж мы заговорили об аналогии человеческих душ с компьютерными программами, то стоит упомянуть и о хакерах, взламывающих эти программы (души), а также о всевозможных вирусах, их заражающих. Чтобы излишне не утомлять читателя, предоставим возможность ему самому на досуге подумать об опасностях для человеческой души в этой связи.
А что же с душами растений? Понятно, раз в каждом крохотном семени заложена программа, каким быть растению, то это уже говорит о наличии у него хотя бы частички души. И нужно сказать, что у растений, в отличие от человеческих, программы прекрасные. Словно целиком созданные по нравственным божественным заповедям, растения очень терпеливы. Они не жалуются, когда люди плохо ухаживают за ними, могут переносить некоторые климатические неудобства. А главное, заботясь о продолжении своего рода, они приносят радость и пользу другим живым существам. В самом деле, какой же красивой должна быть душа у растения, чтобы по весне распустить свои чудо-цветы (нате, мол, полюбуйтесь!). И не просто красоты ради, но для пользы: весной пчелы успеют собрать с цветов мед, заодно опылив растения, а осенью многие из них подарят животным и людям множество ягод, овощей и плодов.
Такую программу не мешало бы иметь в своих душах и людям. Но люди, как только заходит речь о душе у растений, сразу же настораживаются: а нельзя ли использовать эту самую душу для (якобы) блага людей? – вы можете увидеть такие вопросы в Интернете. Слава богам, что пока еще нет повсеместного вмешательства в «душевное» программирование растений (имеются в виду технологии по изменению генетического кода растений).
Отличная статья. Спасибо большое. Для любознательных есть о чем задуматься. Я со своими питомцами веду беседы когда купаю их. А в огороде у меня сорняки почти не растут, потому, что я с ними ругаюсь когда пропалываю. Чувствуют гаденыши, что им тут не рады вот и не лезут))))
Когда мы срезаем розу, то в корешке или в вершке остается душа?
И то и другое продолжает жить.
Или душа это частички одного целого, они делятся (на вершок и корешок) и обьединяются через пестики и тычинки.
Выходит, что каждая часть имеет душу, и даже опавший осенью листок.
Овцу Долли вырастили из желудка. Растение можно вырастить из абсолютно любой его клетки, благодаря высокой приспосабливаемости.
Значит душа в каждой клетке.
Несомненно, у растений есть душа. Они живые, как и мы. Просто они другие. Настолько другие, что мы их не понимаем, мы просто пользуемся ими по полной программе. А они не противоречат нам и терпят все. А может это их задача, их смысл жизни? Ученые ищут физическое подтверждение наличия у них задатков разума, души и всего, что присуще нам и не находят. И не найдут. Потому что ОНИ ДРУГИЕ. Не знаю, поймем-ли мы их когда-нибудь. Наверное надо просто с благодарностью принимать их жертвенность по отношению к нам. Почему они это делают — ГЛАВНАЯ ЗАГАДКА ПРИРОДЫ.
Почему именно о душе говорится? А может быть другой механизм работает, а мы его не учитываем или не знаем о нём. И вообще, в дикой природе прекрасно растут различные растения и им не требуется «душевное человеческое отношение».
Впереди дачный сезон. Попробуйте на дачном участке систематически материть все сорняки (лучше через мегафон), а с культурными растениями говорите ласково. В конце дачного сезона напишите о результатах.