В нашей жизни особую роль играют ритмы и повторения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что самыми популярными и успешными в истории ландшафтного дизайна приемами оформления цветников и рабаток были и остаются именно ритмические приемы. Родившись как средство от скуки и мрачности при заполнении площади под живыми изгородями, ритм в цветниках стал одним из обязательных инструментов, без которого не добиться успеха при обустройстве сложных композиций. Главный враг монотонности и удивительно простой этот прием игры с ритмом позволяет создавать красочные, немонотонные и эмоциональные композиции.
Ритм в ландшафтном дизайне – один из наиболее важных приемов искусства оформления садов, который придает всему озеленению наполненность, энергию, связанность и динамику, вызывает удивление и восхищение, пробуждает эмоции и задает направления движения взгляда по саду, как бы подталкивая его двигаться дальше. Ритм управляет восприятием и ощущением, действует подсознательно и буквально задает тон жизни в саду.
Влияние ритма на композиции проще объяснить по тем проблемам, с которыми он помогает бороться:
- скукой;
- однообразием;
- безликостью;
- усталостью;
- раздражением и беспокойством;
- монотонностью;
- будничностью;
- непостоянством.
Особо ярко умение играть с ритмом всегда проявлялось в классических английских садах с их обязательными стриженными живыми изгородями, прогулочными зонами и серийными миксбордерами. Собственно, именно от искусства высаживать под скучными зелеными стенами или оградами красочные многолетники, создавать рабатки по периметру сада или отдельной зоны с поразительной общей протяженностью, и зависит понятие ритмического приема оформления.
Ритм – это универсальное средство внесения разнообразия в широкие полосы растений большой протяженности и в композиции на большой площади. В огромных парках и усадьбах даже классический вариант с бегущими друг напротив друга параллельными цветниками и газоном между ними требовал особого мастерства в предупреждении монотонности и скуки. Из аристократических садов с их огромными площадями ритм сегодня эволюционировал в важный прием при оформлении любого, даже маленького цветника, рабатки, пейзажной группы — как один из базовых средств в арсенале любого ландшафтного дизайнера.
Ритм в искусстве оформления сада – базовый прием или средство построения композиции наравне с симметрией и асимметрией, контрастами, масштабами, соотношением форм и пр. Но, безусловно, именно ритм является наиболее эмоциональным средством борьбы с монотонностью. Это универсальное средство «обострения» всех декоративных характеристик сложных композиций, выведения цветников и рабаток на эмоциональные и эстетические «пики», придания им не просто интересности, но и эстетической выразительности, цельности.
Ритм придает любой композиции цельность, упорядоченность, продуманность и подчиняет любой хаос, даже цветовой. И «работает» на любом цветнике — и с десятком видов растений, и с сотней культур на запущенных или созданных без плана клумбах, при любой цветовой палитре. Умение ритмических приемов ограничивать, выделять, упорядочивать цветовую гамму композиций уникально: если с разнообразием и пестротой вы переборщили, то всего 3-5 ритмичных элементов полностью нивелируют любой недостаток непродуманной игры красок и форм.
На практике ритм — это повторение, дублирование элементов и расстояний между ними (или обоих этих компонентов одновременно), создающих динамику композиции и вводящих в оформление эффект закономерности. Чтобы задать ритм, выбранный мотив (или элемент), нужно повторить их не менее 3-х, но и не более 10 раз, размещая на одинаковом или продуманно изменяющемся расстоянии. Чем больше интенсивность, повторение ритма, тем сильнее его эмоциональное воздействие. Но дойдя до определенного эмоционального предела, повторение может вместо динамики, наоборот, усилить монотонность. Поэтому больше 10 раз «напрямую» один ритмический прием не используют даже в очень больших объектах.
В зависимости от того, насколько сложной является заданная ритмом закономерность и динамика, ритмические приемы разделяют на два типа:
Статический или метрический ритм. Для него выбранный объект или элемент повторяют на одинаковом расстоянии. Такую уловку обычно применяют в регулярном стиле и минималистичных проектах со ставкой на геометрию, парадный эффект и классику. Статический ритм часто используют при создании миксбордеров и рабаток, расставляя по средней линии на одинаковом расстоянии выбранные акценты. Метрический порядок, в свою очередь, разделяется на два типа:
- простой, с одним-единственным элементом или растением, повторяющимся через одинаковые интервалы – для некрупных и непротяженных объектов;
- сложный, в котором к простому главному ритму добавляют еще один-два ритмических чередования – расставленные реже и с другим интервалом, другие по характеру фокусные точки или цветовые пятна, разбивающие монотонный базовый ритм и создающие гармонию нескольких повторений одновременно (для очень протяженных бордюров и рабаток, цветников большой площади, ковровых миксбордеров).
Сложный, или музыкальный ритм. Объекты и расстояния меняются наподобие музыкальных композиций, «пульсируют», то ослабевая, то вновь проявляясь в полную мощь. Такой ритм используют в пейзажных течениях ландшафтного дизайна и современных садах без доминирующего минимализма. Чаще всего музыкальный ритм предстает в качестве волнообразного, спиралевидного, прерывистого (пунктирного) ритма, но он может быть и более оригинальным. С таким ритмическим приемом можно экспериментировать бесконечно, используя разные объекты на одинаковом расстоянии или, наоборот, одинаковые объекты на разном расстоянии, играть на текстуре или деталях, пятнах цвета, линиях и т.п.
Отличаются простые и сложные ритмические уловки и по интенсивности своего воздействия. При прямолинейном использовании, одинаковых расстояниях и элементах воздействие ритма получается сильным и концентрированным. Если играть с расстоянием, размещать ритмические элементы неравномерно, эффект слегка смягчается, нет визуального напряжения и навязчивого воздействия. Но зато и цветник или рабатка предстают как более сложные и многогранные композиции, детали которых хочется рассматривать бесконечно.
Умение придавать цветнику ритм, может, и кажется очень сложным в теории, но на практике таковым не является. Ритм призван вызывать эмоции, и именно на них нужно ориентироваться при создании цветников, миксбордеров и рабаток в поиске средства сделать композиции более выразительными. Ритм улавливается не умом и зрением, а настроением, порывами и чувствами. И именно ими и нужно постараться управлять при использовании ритмических приемов, помня, что с ними очень легко переборщить.
Разобраться, что к чему тем более легко благодаря тому, что инструментов или методов введения ритма в декоративные композиции вовсе не так много, как может показаться на первый взгляд.
Собственно, есть всего два способа игры с ритмом цветника:
1. Вертикальные акценты. Это самый очевидный, действенный и легко применяемый на практике прием. Вводя в композиции визуальные «пики» и придавая ритм именно вертикальному рельефу, вы создаете базовый ритм в композиции. Вертикали оживляют любой ансамбль, придают ему выразительность, меняют восприятие и борются со скукой. И в качестве вертикальных акцентов вовсе не обязательно использовать стриженные пирамидки тиса или бирючины: эту роль могут выполнить последовательно, контролируемо расположенные высокие многолетники, и статуи, и кустарники, и даже опоры с цветущими лианами. Использовать только одно растение не обязательно: можно размещать с повторами группы высоких растений и создавать сложные «пирамиды» и перепады высоты, чтобы добиться ощущения, подобного музыкальной гармонии.
2. Цветовые и текстурные пятна. Посаженные группкой растения с ярко выраженным окрасом или контрастно отличающимся от окружения размером и типом листьев, расположенные на одинаковом или изменяющемся расстоянии, не сразу бросаются в глаза. И их роль в задании ритма не всегда очевидна. Цветовые и текстурные акценты раскрываются постепенно, но дают куда больше эмоций и выразительности, чем акценты вертикальные. Использование ритма из цветовых пятен позволяет не выглядеть монотонным даже ковровому миксбордеру. Повторение одного и тоже же цвета или рисунка листьев может меняться из сезона в сезон, исчезать или накладываться друг на друга и на другие ритмические приемы. Так, даже размещенные на одинаковом расстоянии кусты хосты или папоротника способны создать не менее броский ритм, чем стриженные сферы самшита, если их окружают растения без столь же орнаментального эффекта. Да и использованные в рабатке солистки- розы, размещенные в строгом порядке, придадут любому ансамблю ритмическую динамику. А если дополнить ритм из хост строгим соблюдением расстояний между кустами астильб или гейхеры, то к базовому текстурному ритму прибавится еще и цветовой ритм других растений.
Проще всего изучить искусство введения и использования ритма в композициях на примере крупных растений — древесных и кустарников. Чередование плодовых деревьев с ягодными кустами во фруктовом саду, высадка кустарников одного вида на одинаковом расстоянии вдоль дорожки, использование одинаковых опор для лиан на равном состоянии, шаговые тропки, серии одинаковых цветников или грядок, аллеи — все это очевидные примеры ритма.
Когда дело доходит до цветников и миксбордеров, рабаток и других видов композиций с десятками растений, ритмические составляющие кажутся куда более сложными. Ведь нужно учитывать взаимодействие десятков факторов и создавать взаимосвязи, обеспечивающие динамику без нарушения гармонии. Но все остается таким же простым всегда и везде: ритм вводят как отдельное повторение конкретного элемента или мотива. В искажении сути ритма и необходимости его «вычислить» (а точнее, не потерять) в сложных композициях и кроется главная сложность с использованием ритма непрофессионалами.
Ритм – это очень простой прием, и только его восприятие и воздействие – сложное и неочевидное. Как раз в том, как ритм меняет наши эмоции и как управляет настроением и движением, о каком-то одном «объекте» обособленно говорить нельзя никогда: эффект всегда строится на взаимодействии, соотношении ритмических порядков с окружением и между собой. Но это не меняет сути самого приема, доступного всем без исключения.
Дорогой автор, читать Ваши статьи — большое удовольствие! Спасибо Вам!
Замечательная статья, полезная и интересно читать. Спасибо!
Статья, которая (единственная) заставила меня взять в руки карандаш и начать обдумывать пересадку.
Все другие статьи всегда повергают в ступор и отбивают желание что-то делать: посмотришь, как там все красиво устроено, и руки опускаются: у меня все не так, и ничего подобного мне никогда не достичь — я не знаю, с чего начать и куда двигаться…
А тут по крайней мере мне стало понятно: нужно нарисовать ритмические линейки или зигзаги, и попробовать распихать по ним мои ныне кучкующиеся растюхи (я-то думаю, что все папоротники должны сидеть вместе, в одном сыром месте, все астильбы тоже в своем самом мокром, но освещенном месте, все хосты также должны идти вдоль дорожки, в тенечке, а стоит, наверное, попробовать сначала нарисовать картинку ритмическую, а потом уже подумать, как организовать всем подходящие условия). В общем, статья понравилась
А мне понравился ваш комментарий-«выжимка», который оказался для моего «технарского» мышления гораздо понятней и полезней расплывчатой статьи. Благодарю.