Сочетаем цвета правильно — советы по колористике цветника для начинающих

0
1
6259

Ничто не оказывает на человека большего воздействия, чем цвет или его отсутствие. Мы абсолютно по-разному воспринимаем цветные и черно-белые фотографии, пространство в солнечные и пасмурные дни, чистое голубое и красочное закатное небо. Цвета определяют наше настроение и эмоциональное состояние.

Сочетаем цвета правильно — советы по колористике цветника для начинающих
Сочетаем цвета правильно — советы по колористике цветника для начинающих.

Обратное тоже верно — в зависимости от исходного внутреннего психологического фона мы по-разному чувствуем одни и те же цвета. Несмотря на то, что восприятие цветов и их сочетаний — штука глубоко индивидуальная и переменчивая, цветовая гармония все же существует. В секретах достижения этой гармонии при создании цветочных композиций мы и попробуем разобраться.

Какими бывают цвета и как мы их различаем?

Все цвета подразделяются на две большие группы: ахроматические (белый, черный, оттенки серого) и хроматические (цвета спектра). Хроматические цвета, в свою очередь, ощущаются теплыми (от желто-зеленого до красно-фиолетового) или холодными (от фиолетового до зеленого).

За распознавание каждой группы в человеческом глазе отвечают специальные фоторецепторы:

  • Палочки, которых около 130 млн., отвечают за черно-белое ночное зрение. Благодаря палочкам мы различаем свет и тьму, видим контрасты.
  • Колбочки (около 7 млн.) — рецепторы дневного цветного зрения — дают возможность видеть хроматические цвета. Колбочки бывают синие, зеленые и красные. Отсутствие или недостаточное количество колбочек того или иного цвета приводит к нарушениям цветовосприятия.

Считается, что человеческий глаз способен различать до 30 тыс. оттенков. При этом наблюдается любопытная закономерность: люди с «северным» происхождением, проживающие в более холодных странах видят больше нюансов и пастельных оттенков. И наоборот, «южане» из теплых стран, где много яркого солнца, лучше различают чистые цвета, а нюансы хуже.

Как научиться пользоваться цветом

История колористики, науке о цвете

До эпохи Ренессанса восприятие цветов было преимущественно символическим, философским или религиозным. Первым человеком, попытавшемся систематизировать цветовую палитру и разработать теорию цвета, стал Леонардо да Винчи. В своей работе Леонардо выделил 6 цветов: красный, желтый, зеленый, синий, белый и черный. Однако до понимания физической природы цвета было еще далеко.

Подлинно научные исследования начались с опытов Ньютона со световым лучом. Благодаря этим экспериментам были выявлены основные цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Веком позднее Гете (не удивляйтесь, немецкий литератор был не только прекрасным поэтом и прозаиком, но и выдающимся ученым) опытным путем получил другое разложение цветового спектра, в котором присутствовал пурпурный цвет.

До того как мы перейдем к правилам цвета, давайте посмотрим на особенности создания малоуходного сада: 6 главных правил малоуходного сада от ландшафтного дизайнера

Эти восемь цветов считаются основными. Основные цвета и 4 дополнительных, смешанных, составили 12-цветовой круг Гете. Именно он лежит в основе всех последующих более сложных цветовых моделей. В современной практике чаще всего используется усовершенствованный вариант — цветовой круг Иттена.

Польза и удобство цветового круга

К чему эти сложности и зачем вообще нужен цветовой круг? Конечно, восприятие цвета очень индивидуально, но есть общепринятые правила цветовой гармонии. И цветовой круг — идеальное подспорье для новичков. Дело в том, что пары цветов, находящихся напротив, идеально гармонируют друг с другом на контрасте, а взаимное расположение цветов на круге подсказывает правильные сочетания.

Кроме того, каждый спектральный цвет показан в развитии:

  • чистый цвет спектра,
  • разбеленный (с добавлением белого),
  • пастельные оттенки (добавлен серый),
  • зачерненный (добавлен черный).

Серый и черный особенно сильно меняют теплые тона и их восприятие, порой до неузнаваемости. Например, яркий желтый, в который капнули черной краски, превращается в приглушенный болотный. Тем не менее, в основе полученных оттенков лежит один цвет, и они точно так же сочетаются с другими цветами, как и спектральный.

Цветовой круг поможет нам в нашей задаче — создать гармоничную композицию, которой мы сможем по праву гордиться. Цветовой круг можно найти в интернете или приобрести в магазине, такие модели снабжены подсказками, помогающими самостоятельно научиться даже новичку. Пользоваться им совсем не сложно. О том, как это сделать, поговорим ниже.

В соответствии с используемыми цветами все композиции можно подразделить на:

  1. ахроматические (это белые/серые/серебристые миксбордеры);
  2. композиции, сочетающие белый/серый и какой-то один хроматический цвет (белый+желтый, серебристый+розовый и т.д.);
  3. монохромные (миксбордеры, составленные из вариаций одного спектрального цвета взятого в развитии: синий миксбордер, желтый миксбордер и т.д.);
  4. многоцветные (в композиции может быть от двух до четырех хроматических цветов).

Белые и серебристые миксбордеры

Мода на «лунные» сады — одна из тенденций в ландшафтном дизайне последних лет. Композиции в бело-серебристых тонах удивительно элегантны, изысканны и воздушны. Они одновременно успокаивают и освежают. Белый цвет имеет свойство визуально расширять пространство, поэтому такой миксбордер — удачное решение для небольших садов и внутренних двориков. Белый и серый/серебристый словно светятся в темноте и способны подсветить тенистые уголки, сделав их уютнее и живописнее.

Композиции в бело-серебристых тонах удивительно элегантны, изысканны и воздушны
Композиции в бело-серебристых тонах удивительно элегантны, изысканны и воздушны. © thespruce

Важно помнить, что белыми/серыми могут быть не только соцветия, но и листья. И это дает свой эффект, добавляя изюминку композиции и сохраняя цветовую гамму до/после цветения. Кому-то может показаться, что такой миксбордер в чем-то скучен и однообразен. Тут, как говорится, «на вкус и цвет…», зато дает возможность поиграть с формами соцветий и листьев, габитусом и фактурами. Поверьте, это не менее увлекательный процесс, чем подборка выигрышных цветовых сочетаний.

Пару слов о зеленом цвете

«Лунный» миксбордер вовсе не означает, что абсолютно все в нем должно белым или серебристым. Зеленый цвет будет присутствовать всегда: это основа и наиболее выигрышный фон. Зеленый — самый естественный природный цвет, цвет гармонии и покоя. Однако покоя не мертвого, как в случае с серым цветом, а имеющего в потенциале жизнь и движение. Василий Кандинский сравнивал чистый зеленый цвет с музыкальной паузой, а его «звучание» — с голосом скрипки.

Белый/серебристый + хроматический цвет

Белый цвет идеально сочетается с любыми другими цветами. Неважно, будь то пурпурный, голубой или оранжевый: белый добавит нарядности, света, воздушности и свежести и выгодно оттенит основной хроматический цвет. В таком миксбордере, в независимости от занимаемых площадей, хроматический цвет всегда будет доминировать. Особенно выигрышно и удивительно нежно смотрятся сочетания белого с пастельными и выбеленными оттенками.

Монохромные миксбодеры

Вот тут нам впервые понадобится цветовой круг. Помимо собственно места в спектре, каждый хроматический цвет обладает еще двумя характеристиками: насыщенностью и светлотой. Насыщенность — это близость к спектральному цвету, который берется за 100%, светлота — положение на ахроматической шкале и, соответственно, близость к белому или черному. Цветовой круг как раз и показывает эти градации: каждый сектор — это один цвет, показанный в развитии. В случае с монохромными миксбордерами это особенно важно.

Представьте, что выбираете костюм или аксессуары к нему в какой-то определенной цветовой гамме, допустим, в синей. Но синий цвет бывает очень разным: ультрамариновым, сине-фиолетовым, сине-зеленым, васильковым и т.д. Если детали одного костюма будут нескольких очень близких оттенков синего, это будет резать глаз. С другой стороны, они будут недостаточно разными, чтобы дать интересный контраст.

Правила колористики работают одинаково, поэтому, чтобы не ошибиться, берите оттенки из одного сектора
Правила колористики работают одинаково, поэтому, чтобы не ошибиться, берите оттенки из одного сектора. © Александра Арепьева

Правила колористики работают одинаково, неважно, идет ли речь о моде или ландшафтном дизайне. Поэтому, чтобы не ошибиться, берите оттенки из одного сектора. Например, если основной цвет красно-оранжевый, то в монохромном миксбордере можно использовать не только чистый спектральный цвет, но и розово-персиковый (выбеленный красно-оранжевый), и терракотовый (пастельный). Чтобы наш цветник не смотрелся однообразно, нужно обеспечить контраст: между насыщенными и более бледными тонами, темными и светлыми, а также выбирать растения с разной формой цветка, листовой пластины и т.д.

Цветник в желтой гамме

Желтый цвет — один из самых распространенных в природе. Это самый жизнерадостный и солнечный цвет, способный украсить любой сад, поднять настроение и зарядить энергией. Как и все теплые цвета, желтый как бы выступает вперед, визуально сжимая и дробя пространство. Это очень яркий акцент в саду.

Миксбордер в желтых тонах может осветить любой тенистый уголок и самый мрачный пасмурный день
Миксбордер в желтых тонах может осветить любой тенистый уголок и самый мрачный пасмурный день. © courier-journal

Миксбордер в желтых тонах может осветить любой тенистый уголок и самый мрачный пасмурный день. Благодаря многообразию оттенков, желтый хорошо сочетается со всеми цветами спектра. Как и в случае с «лунными» композициями, желтым миксбордер делают не только соцветия, но и листва.

Цветник в оранжевой гамме

Еще один теплый цвет — оранжевый. Он броский и достаточно агрессивный. Оранжевый — цвет здоровья и энергии, но в больших количествах утомляет. Замечено, что людей в депрессивном состоянии оранжевая гамма раздражает. Чтобы смягчить эффект, оранжевый цвет в миксбордере обычно разбавляют синим, фиолетовым или белым. Но если вы все же хотите именно оранжевый цветник, то на помощь придут благородные терракотовые и коричневые оттенки или нежные персиковые и кремовые.

Оранжевый — цвет здоровья и энергии, но в больших количествах утомляет
Оранжевый — цвет здоровья и энергии, но в больших количествах утомляет. © pexels

Цветник в красной гамме

Миксбордер в красных тонах — композиция еще более эффектная и заметная. Чистый красный цвет — самый активный и агрессивный из всего теплого спектра. Это цвет жизни и борьбы, страсти и энергии. На красный невозможно не реагировать. Он способен как стимулировать и оживлять, так и создавать тревожное настроение, особенно для людей с подвижной психикой и расшатанными нервами.

Миксбордер в красных тонах — композиция еще более эффектная и заметная
Миксбордер в красных тонах — композиция еще более эффектная и заметная. © landscapeontario

Чисто красные (алые, кроваво-красные) миксбордеры — редкость. Чаще всего красный представлен своими вариациями:

  • винно-красным,
  • вишневым,
  • бордовым,
  • краплаком и другими.

Либо используется в сочетании с другими цветами, оставаясь ярким акцентом. Общая красная гамма поддерживается цветом листвы декоративно лиственных многолетников. Синие, белые и фиолетовые тона гармонично контрастируют с красным, приглушая его звонкость. А вот сочетание с желтым и оранжевым только усиливают впечатление. Такая композиция в саду может быть только одна.

Цветник в розовой гамме

Розовый цвет — производная от спектрального пурпурного или красного. Это пограничный цвет между теплой и холодной гаммой цветового спектра. Он может быть как теплым лососево-розовым, так и холодным сиренево-розовым. Соответственно, впечатление от такого цветника и воздействие на человека будет отличаться.

Композиции в розовых тонах вполне могут быть не только романтичными и нежными, но и вполне эффектными и контрастными
Композиции в розовых тонах вполне могут быть не только романтичными и нежными, но и вполне эффектными и контрастными. © southernliving

Теплые оттенки воспринимаются мягкими и умиротворяющими, холодные — освежают и вызывают мечтательное настроение. При этом композиции в розовых тонах вполне могут быть не только романтичными и нежными, но и вполне эффектными и контрастными: ведь один оттенок розового может варьироваться от почти белого до темно-пурпурного.

Розовая гамма хорошо сочетается со всеми цветами, кроме алого и оранжевого. Особенно нежные и воздушные цветники получаются в комбинации с белым, сиреневым и фиолетовым, а также с растениями с белой/серой/серебристой листвой. Именно розово-сиреневые композиции считаются самыми гармоничными по восприятию и психологическому воздействию. И самыми универсальными, потому что нравятся практически всем.

Цветник в фиолетовой гамме

Сиренево-фиолетовые оттенки уже представляют холодную часть цветового спектра, лишь немного заступая на территорию теплой. Все холодные цвета имеют свойство словно отдаляться от человека, тем самым раздвигая пространство, поэтому композиции в фиолетовых тонах — отличный вариант для небольшого сада.

Сиреневые и лавандовые оттенки похожи на глоток прохладного воздуха, более густые и темные фиолетовые завораживают своей глубиной и мистичностью
Сиреневые и лавандовые оттенки похожи на глоток прохладного воздуха, более густые и темные фиолетовые завораживают своей глубиной и мистичностью. © southernliving

Если теплые цвета как бы выплескиваются на зрителя и заряжают его энергией, то холодные наоборот затягивают в себя, помогают сосредоточиться, вызывают задумчивое и мечтательное настроение. Сиреневые и лавандовые оттенки похожи на глоток прохладного воздуха, более густые и темные фиолетовые завораживают своей глубиной и мистичностью. Недаром фиолетовый считается цветом магов, а в католичестве это атрибут высшего духовенства.

Фиолетовый миксбордер — композиция изысканная и беспроигрышная. Цветник в пастельных сиреневых, насыщенных фиолетовых и глубоких темных тонах смотрится очень элегантно и благородно. В сочетании с другими цветами спектра фиолетовый начинает играть новыми красками.

Цветник в синей гамме

Желтый, розовый, фиолетовый и белый цвета часто встречаются в природе. Достаточно взглянуть на цветущий летний луг, чтобы убедиться в этом. А вот чистый синий и, в меньшей степени, голубой — скорее редкость. Оттого эти цвета столь ценятся в дизайне. Синий — самый холодный цвет спектра, обладающий самым сильным эффектом погружения и расширения пространства. Синий и голубой дают ощущение прохлады и успокаивают психику. Считается, что переизбыток синего может угнетать человека, находящегося в депрессии. Впрочем, все зависит от оттенка: например, цвет ясного неба звонкий и вполне радостный.

Особенно живописно синие цветы смотрятся в сочетании с белым, который придает цветнику дополнительную воздушность
Особенно живописно синие цветы смотрятся в сочетании с белым, который придает цветнику дополнительную воздушность. © all-americaselections

Синий и голубой, как и фиолетовый, сочетается с любыми спектральными цветами. Они вносят нотку свежести в слишком яркие композиции, где доминирующую роль играют красные тона. Но особенно живописно синие цветы смотрятся в сочетании с белым, который придает цветнику дополнительную воздушность, и желтым/оранжевым, с которым образует идеальную контрастную пару.

Многоцветные миксбордеры и гармония цветовых сочетаний

С основными цветами и их влиянием на наше настроение мы разобрались, а теперь приступим к самому интересному — комбинированию. Тут можно полагаться на собственные вкусовые предпочтения, взять готовую композицию или поколдовать над цветовым кругом.

Планируя миксбордер, нужно заранее определиться с цветовой гаммой и выбрать основной цвет. Остальные будут играть роль свиты и должны гармонировать с главным тоном. В миксбордере можно использовать два, три или четыре цвета.

Двухтоновые сочетания

Основной и дополнительный цвет сильно контрастируют друг с другом. Априори гармоничные контрастные пары образуют цвета, лежащие на цветовом круге друг напротив друга. Например, напротив синего цвета расположен оранжевый. Близлежащие к оранжевому красный и желтый тоже сильно контрастируют с синим и хорошо сочетаются друг с другом (синий+желтый, синий+красный).

Двухтоновое сочетание на сильном контрасте тона
Двухтоновое сочетание на сильном контрасте тона. © Александра Арепьева

Основной и дополнительный цвет находятся на среднем контрасте. Если измерять в градусах, то такие цвета лежат на расстоянии от 60 до 120 градусов. Например, желтый и красный, салатовый и оранжевый.

Двухтоновое сочетание на среднем контрасте тона
Двухтоновое сочетание на среднем контрасте тона. © Александра Арепьева

Основной и дополнительный цвета слабо контрастируют. На цветовом круге такие цвета соседствуют. Например, фиолетовый и сине-фиолетовый, желтый и салатовый.

Двухтоновое сочетание на слабом контрасте тона
Двухтоновое сочетание на слабом контрасте тона. © Александра Арепьева

Трехтоновые сочетания

В этом случае гармоничные сочетания определяются путем вписывания в цветовой круг треугольника: его вершины и покажут нам нужные цвета.
Если вписать равносторонний треугольник, мы получим три цвета, сильно контрастирующие друг с другом. Например, синий, красный и желтый или красно-фиолетовый, сине-зеленый и желто-оранжевый.

Трехтоновое сочетание на сильном контрасте тона
Трехтоновое сочетание на сильном контрасте тона. © Александра Арепьева

Если вписать равнобедренный треугольник с острым углом при вершине, получаем основной цвет и два других, сильно контрастных по отношению к первому и лежащих в другой половине круга. Например, оранжевый (основной), фиолетово-синий и сине-голубой (контрастные).

Трехтоновое сочетание: два тона на сильном контрасте к основному
Трехтоновое сочетание: два тона на сильном контрасте к основному. © Александра Арепьева

Одна из вершин треугольника совпадает с центром окружности. Все три цвета лежат внутри одного сектора, не превышающего 90 градусов, и контрастируют слабо. Например, пурпурный, красно-фиолетовый и фиолетовый.

Трехтоновое сочетание на слабом контрасте тона
Трехтоновое сочетание на слабом контрасте тона. © Александра Арепьева

Четырехтоновые сочетания

Как и в случае с трехтоновыми композициями, нам нужно вписать в цветовой круг определенную фигуру, на этот раз уже с четырьмя вершинами.
Вписанный квадрат указывает своими вершинами на четыре равноудаленных друг от друга средних по контрасту цвета. Например, синий, красно-фиолетовый, оранжевый и салатовый.

Четырехтоновое сочетание на среднем контрасте тона
Четырехтоновое сочетание на среднем контрасте тона. © Александра Арепьева

Вписанный прямоугольник дает две пары близких друг к другу цветов, сильно контрастных по отношению к другой паре. Например, фиолетовый + сине-фиолетовый и желтый + желто-оранжевый.

Четырехтоновое сочетание: 2 пары на сильном контрасте
Четырехтоновое сочетание: 2 пары на сильном контрасте. © Александра Арепьева

И самый необычный вариант, когда в цветовой круг вписывается знак пацифизма, или птичья лапка. В этом случае мы получаем один основной цвет, который сильно контрастирует с тремя другими, близкими друг к другу. К примеру, желтый + пурпурный, фиолетовый и сине-фиолетовый.

Четырехтоновое сочетание: три на сильном контрасте к одному
Четырехтоновое сочетание: три на сильном контрасте к одному. © Александра Арепьева

Советы новичкам

Работа над миксбордером — процесс сложный и увлекательный, требующий опыта, знаний и «насмотренности», т.е. хорошего чувства цвета. Оно бывает врожденным, но обычно достигается только практикой. Не бойтесь начинать, экспериментировать и ошибаться. А справиться с такой задачей, как создание колористически гармоничного миксбордера, вам помогут несложные правила и простые цветовые закономерности.

1. Цвет и пространство

Все цвета условно подразделяются на холодные и теплые. Условно — потому, что даже в рамках одного цвета могут быть более теплые и более холодные оттенки. Кроме того, восприятие цвета зависит от его окружения. Тем не менее, если говорить в целом, холодные цвета визуально отступают и расширяют пространство, теплые, наоборот, приближаются к зрителю.

2. Цвет и психология

Теплые цвета воздействуют на психику более активно, будоражат и заряжают энергией, холодные — успокаивают, настраивают на созерцательный, задумчивый или меланхолический лад. При этом пастельные и выбеленные тона действуют мягче, чем чистые цвета спектра, порождая более сложный эмоциональный отклик.

3. Контрасты и нюансы

Более контрастные композиции сразу привлекают взгляд и заметны издалека, но быстрее утомляют. Нюансные миксбордеры, в которых нет сильного контраста между цветами или светлотой/насыщенностью (в случае монохромных цветников), требуют вдумчивого рассмотрения с близкого расстояния и дольше не приедаются.

4. Устойчивость композиции

Цвета бывают легкими и тяжелыми. Чем светлее цвет, тем более легким он воспринимается, и наоборот. Чтобы композиция ощущалась устойчивой, действуем по принципу «белый верх — темный низ». Впрочем, если такова ваша задумка как дизайнера, можно перевернуть все с ног на голову. Тогда мы получим очень необычную композицию, словно готовую сорваться в полет.

5. Цвет — это не только цвет

Все цвета порождают массу сложных и индивидуальных ассоциаций, которые тоже стоит учитывать. Например, лимонные, желтые, бирюзовые и голубые оттенки воспринимаются свежими. Желто-оранжево-красная гамма кажется сухой, а сине-зеленая — влажной. Холодные, светлые и приглушенные тона ощущаются воздушными и прозрачными, а теплые, темные и насыщенные — плотными и тяжелыми.

6. Правило третей

При планировании миксбордера и выборе цветовой гаммы нужно определиться с основным цветом. Под цветом имеется в виду не просто, допустим, чистый фиолетовый, но и его вариации в рамках одного сектора цветового круга. Под этот основной цвет отводится большая площадь.

Площадь, занимаемая другими цветами, определяется исходя из правила третей. К примеру, мы планируем трехтоновый миксбордер. Тогда, если принять площадь цветника за 1, главный цвет займет 3/6 всей площади, два дополнительных цвета, соответственно, 2/6 и 1/6.

7. Равномерность распределения цвета

Чтобы композиция смотрелась гармонично, цветовые пятна нужно равномерно расположить по всей площади. Будет очень странно, если, к примеру, желтый цвет будет только справа, а красный только слева.

8. Постоянство цвета

Выбранная нами цветовая палитра должна прослеживаться весь сезон. Не должно получаться так, чтобы с отцветанием какого-либо растения один из цветов пропадал. Чтобы подстраховать себя, лучше составить календарь декоративности с названиями каждого растения и периодом времени, когда планируется любоваться цветником. В календаре нужно отметить периоды цветения или декоративности (для декоративно лиственных с цветной листвой) для каждого растения.

9. Цвет создают не только растения

Избранная цветовая палитра складывается не только из цвета соцветий и листьев. В течение сезона поддерживать колористику помогают декоративные отсыпки и малые архитектурные формы: заборчики, скульптуры и т.п.

10. Количество элементов

И последнее, но очень важное. Цветочное разнообразие, доступное садоводу, сейчас столь велико, что зачастую хочется поместить в цветник как можно больше всего разного. Этого не стоит делать, иначе композиция станет слишком эклектичной и психологически утомляющей.

Тут действует классическое правило: «7+/- 2, максимум 11». Это значит, что общее количество признаков (цвет, форма цветка и листовой пластины, габитус) должно укладываться в эту формулу. «Лунные» и монохромные миксбордеры дают наибольшую свободу в выборе форм и фактур.

Напишите свой комментарий

Внимание! В комментариях к материалам запрещена публикация ссылок или контактной информации. Для этого воспользуйтесь форумом или личными сообщениями. Спасибо!