Ничто не оказывает на человека большего воздействия, чем цвет или его отсутствие. Мы абсолютно по-разному воспринимаем цветные и черно-белые фотографии, пространство в солнечные и пасмурные дни, чистое голубое и красочное закатное небо. Цвета определяют наше настроение и эмоциональное состояние.
Обратное тоже верно — в зависимости от исходного внутреннего психологического фона мы по-разному чувствуем одни и те же цвета. Несмотря на то, что восприятие цветов и их сочетаний — штука глубоко индивидуальная и переменчивая, цветовая гармония все же существует. В секретах достижения этой гармонии при создании цветочных композиций мы и попробуем разобраться.
Какими бывают цвета и как мы их различаем?
Все цвета подразделяются на две большие группы: ахроматические (белый, черный, оттенки серого) и хроматические (цвета спектра). Хроматические цвета, в свою очередь, ощущаются теплыми (от желто-зеленого до красно-фиолетового) или холодными (от фиолетового до зеленого).
За распознавание каждой группы в человеческом глазе отвечают специальные фоторецепторы:
- Палочки, которых около 130 млн., отвечают за черно-белое ночное зрение. Благодаря палочкам мы различаем свет и тьму, видим контрасты.
- Колбочки (около 7 млн.) — рецепторы дневного цветного зрения — дают возможность видеть хроматические цвета. Колбочки бывают синие, зеленые и красные. Отсутствие или недостаточное количество колбочек того или иного цвета приводит к нарушениям цветовосприятия.
Считается, что человеческий глаз способен различать до 30 тыс. оттенков. При этом наблюдается любопытная закономерность: люди с «северным» происхождением, проживающие в более холодных странах видят больше нюансов и пастельных оттенков. И наоборот, «южане» из теплых стран, где много яркого солнца, лучше различают чистые цвета, а нюансы хуже.
Как научиться пользоваться цветом
История колористики, науке о цвете
До эпохи Ренессанса восприятие цветов было преимущественно символическим, философским или религиозным. Первым человеком, попытавшемся систематизировать цветовую палитру и разработать теорию цвета, стал Леонардо да Винчи. В своей работе Леонардо выделил 6 цветов: красный, желтый, зеленый, синий, белый и черный. Однако до понимания физической природы цвета было еще далеко.
Подлинно научные исследования начались с опытов Ньютона со световым лучом. Благодаря этим экспериментам были выявлены основные цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Веком позднее Гете (не удивляйтесь, немецкий литератор был не только прекрасным поэтом и прозаиком, но и выдающимся ученым) опытным путем получил другое разложение цветового спектра, в котором присутствовал пурпурный цвет.
До того как мы перейдем к правилам цвета, давайте посмотрим на особенности создания малоуходного сада: 6 главных правил малоуходного сада от ландшафтного дизайнера
Эти восемь цветов считаются основными. Основные цвета и 4 дополнительных, смешанных, составили 12-цветовой круг Гете. Именно он лежит в основе всех последующих более сложных цветовых моделей. В современной практике чаще всего используется усовершенствованный вариант — цветовой круг Иттена.
Польза и удобство цветового круга
К чему эти сложности и зачем вообще нужен цветовой круг? Конечно, восприятие цвета очень индивидуально, но есть общепринятые правила цветовой гармонии. И цветовой круг — идеальное подспорье для новичков. Дело в том, что пары цветов, находящихся напротив, идеально гармонируют друг с другом на контрасте, а взаимное расположение цветов на круге подсказывает правильные сочетания.
Кроме того, каждый спектральный цвет показан в развитии:
- чистый цвет спектра,
- разбеленный (с добавлением белого),
- пастельные оттенки (добавлен серый),
- зачерненный (добавлен черный).
Серый и черный особенно сильно меняют теплые тона и их восприятие, порой до неузнаваемости. Например, яркий желтый, в который капнули черной краски, превращается в приглушенный болотный. Тем не менее, в основе полученных оттенков лежит один цвет, и они точно так же сочетаются с другими цветами, как и спектральный.
Цветовой круг поможет нам в нашей задаче — создать гармоничную композицию, которой мы сможем по праву гордиться. Цветовой круг можно найти в интернете или приобрести в магазине, такие модели снабжены подсказками, помогающими самостоятельно научиться даже новичку. Пользоваться им совсем не сложно. О том, как это сделать, поговорим ниже.
В соответствии с используемыми цветами все композиции можно подразделить на:
- ахроматические (это белые/серые/серебристые миксбордеры);
- композиции, сочетающие белый/серый и какой-то один хроматический цвет (белый+желтый, серебристый+розовый и т.д.);
- монохромные (миксбордеры, составленные из вариаций одного спектрального цвета взятого в развитии: синий миксбордер, желтый миксбордер и т.д.);
- многоцветные (в композиции может быть от двух до четырех хроматических цветов).
Белые и серебристые миксбордеры
Мода на «лунные» сады — одна из тенденций в ландшафтном дизайне последних лет. Композиции в бело-серебристых тонах удивительно элегантны, изысканны и воздушны. Они одновременно успокаивают и освежают. Белый цвет имеет свойство визуально расширять пространство, поэтому такой миксбордер — удачное решение для небольших садов и внутренних двориков. Белый и серый/серебристый словно светятся в темноте и способны подсветить тенистые уголки, сделав их уютнее и живописнее.
Важно помнить, что белыми/серыми могут быть не только соцветия, но и листья. И это дает свой эффект, добавляя изюминку композиции и сохраняя цветовую гамму до/после цветения. Кому-то может показаться, что такой миксбордер в чем-то скучен и однообразен. Тут, как говорится, «на вкус и цвет…», зато дает возможность поиграть с формами соцветий и листьев, габитусом и фактурами. Поверьте, это не менее увлекательный процесс, чем подборка выигрышных цветовых сочетаний.
Пару слов о зеленом цвете
«Лунный» миксбордер вовсе не означает, что абсолютно все в нем должно белым или серебристым. Зеленый цвет будет присутствовать всегда: это основа и наиболее выигрышный фон. Зеленый — самый естественный природный цвет, цвет гармонии и покоя. Однако покоя не мертвого, как в случае с серым цветом, а имеющего в потенциале жизнь и движение. Василий Кандинский сравнивал чистый зеленый цвет с музыкальной паузой, а его «звучание» — с голосом скрипки.
Белый/серебристый + хроматический цвет
Белый цвет идеально сочетается с любыми другими цветами. Неважно, будь то пурпурный, голубой или оранжевый: белый добавит нарядности, света, воздушности и свежести и выгодно оттенит основной хроматический цвет. В таком миксбордере, в независимости от занимаемых площадей, хроматический цвет всегда будет доминировать. Особенно выигрышно и удивительно нежно смотрятся сочетания белого с пастельными и выбеленными оттенками.
Монохромные миксбодеры
Вот тут нам впервые понадобится цветовой круг. Помимо собственно места в спектре, каждый хроматический цвет обладает еще двумя характеристиками: насыщенностью и светлотой. Насыщенность — это близость к спектральному цвету, который берется за 100%, светлота — положение на ахроматической шкале и, соответственно, близость к белому или черному. Цветовой круг как раз и показывает эти градации: каждый сектор — это один цвет, показанный в развитии. В случае с монохромными миксбордерами это особенно важно.
Представьте, что выбираете костюм или аксессуары к нему в какой-то определенной цветовой гамме, допустим, в синей. Но синий цвет бывает очень разным: ультрамариновым, сине-фиолетовым, сине-зеленым, васильковым и т.д. Если детали одного костюма будут нескольких очень близких оттенков синего, это будет резать глаз. С другой стороны, они будут недостаточно разными, чтобы дать интересный контраст.
Правила колористики работают одинаково, неважно, идет ли речь о моде или ландшафтном дизайне. Поэтому, чтобы не ошибиться, берите оттенки из одного сектора. Например, если основной цвет красно-оранжевый, то в монохромном миксбордере можно использовать не только чистый спектральный цвет, но и розово-персиковый (выбеленный красно-оранжевый), и терракотовый (пастельный). Чтобы наш цветник не смотрелся однообразно, нужно обеспечить контраст: между насыщенными и более бледными тонами, темными и светлыми, а также выбирать растения с разной формой цветка, листовой пластины и т.д.
Цветник в желтой гамме
Желтый цвет — один из самых распространенных в природе. Это самый жизнерадостный и солнечный цвет, способный украсить любой сад, поднять настроение и зарядить энергией. Как и все теплые цвета, желтый как бы выступает вперед, визуально сжимая и дробя пространство. Это очень яркий акцент в саду.
Миксбордер в желтых тонах может осветить любой тенистый уголок и самый мрачный пасмурный день. Благодаря многообразию оттенков, желтый хорошо сочетается со всеми цветами спектра. Как и в случае с «лунными» композициями, желтым миксбордер делают не только соцветия, но и листва.
Цветник в оранжевой гамме
Еще один теплый цвет — оранжевый. Он броский и достаточно агрессивный. Оранжевый — цвет здоровья и энергии, но в больших количествах утомляет. Замечено, что людей в депрессивном состоянии оранжевая гамма раздражает. Чтобы смягчить эффект, оранжевый цвет в миксбордере обычно разбавляют синим, фиолетовым или белым. Но если вы все же хотите именно оранжевый цветник, то на помощь придут благородные терракотовые и коричневые оттенки или нежные персиковые и кремовые.
Цветник в красной гамме
Миксбордер в красных тонах — композиция еще более эффектная и заметная. Чистый красный цвет — самый активный и агрессивный из всего теплого спектра. Это цвет жизни и борьбы, страсти и энергии. На красный невозможно не реагировать. Он способен как стимулировать и оживлять, так и создавать тревожное настроение, особенно для людей с подвижной психикой и расшатанными нервами.
Чисто красные (алые, кроваво-красные) миксбордеры — редкость. Чаще всего красный представлен своими вариациями:
- винно-красным,
- вишневым,
- бордовым,
- краплаком и другими.
Либо используется в сочетании с другими цветами, оставаясь ярким акцентом. Общая красная гамма поддерживается цветом листвы декоративно лиственных многолетников. Синие, белые и фиолетовые тона гармонично контрастируют с красным, приглушая его звонкость. А вот сочетание с желтым и оранжевым только усиливают впечатление. Такая композиция в саду может быть только одна.
Цветник в розовой гамме
Розовый цвет — производная от спектрального пурпурного или красного. Это пограничный цвет между теплой и холодной гаммой цветового спектра. Он может быть как теплым лососево-розовым, так и холодным сиренево-розовым. Соответственно, впечатление от такого цветника и воздействие на человека будет отличаться.
Теплые оттенки воспринимаются мягкими и умиротворяющими, холодные — освежают и вызывают мечтательное настроение. При этом композиции в розовых тонах вполне могут быть не только романтичными и нежными, но и вполне эффектными и контрастными: ведь один оттенок розового может варьироваться от почти белого до темно-пурпурного.
Розовая гамма хорошо сочетается со всеми цветами, кроме алого и оранжевого. Особенно нежные и воздушные цветники получаются в комбинации с белым, сиреневым и фиолетовым, а также с растениями с белой/серой/серебристой листвой. Именно розово-сиреневые композиции считаются самыми гармоничными по восприятию и психологическому воздействию. И самыми универсальными, потому что нравятся практически всем.
Цветник в фиолетовой гамме
Сиренево-фиолетовые оттенки уже представляют холодную часть цветового спектра, лишь немного заступая на территорию теплой. Все холодные цвета имеют свойство словно отдаляться от человека, тем самым раздвигая пространство, поэтому композиции в фиолетовых тонах — отличный вариант для небольшого сада.
Если теплые цвета как бы выплескиваются на зрителя и заряжают его энергией, то холодные наоборот затягивают в себя, помогают сосредоточиться, вызывают задумчивое и мечтательное настроение. Сиреневые и лавандовые оттенки похожи на глоток прохладного воздуха, более густые и темные фиолетовые завораживают своей глубиной и мистичностью. Недаром фиолетовый считается цветом магов, а в католичестве это атрибут высшего духовенства.
Фиолетовый миксбордер — композиция изысканная и беспроигрышная. Цветник в пастельных сиреневых, насыщенных фиолетовых и глубоких темных тонах смотрится очень элегантно и благородно. В сочетании с другими цветами спектра фиолетовый начинает играть новыми красками.
Цветник в синей гамме
Желтый, розовый, фиолетовый и белый цвета часто встречаются в природе. Достаточно взглянуть на цветущий летний луг, чтобы убедиться в этом. А вот чистый синий и, в меньшей степени, голубой — скорее редкость. Оттого эти цвета столь ценятся в дизайне. Синий — самый холодный цвет спектра, обладающий самым сильным эффектом погружения и расширения пространства. Синий и голубой дают ощущение прохлады и успокаивают психику. Считается, что переизбыток синего может угнетать человека, находящегося в депрессии. Впрочем, все зависит от оттенка: например, цвет ясного неба звонкий и вполне радостный.
Синий и голубой, как и фиолетовый, сочетается с любыми спектральными цветами. Они вносят нотку свежести в слишком яркие композиции, где доминирующую роль играют красные тона. Но особенно живописно синие цветы смотрятся в сочетании с белым, который придает цветнику дополнительную воздушность, и желтым/оранжевым, с которым образует идеальную контрастную пару.
Многоцветные миксбордеры и гармония цветовых сочетаний
С основными цветами и их влиянием на наше настроение мы разобрались, а теперь приступим к самому интересному — комбинированию. Тут можно полагаться на собственные вкусовые предпочтения, взять готовую композицию или поколдовать над цветовым кругом.
Планируя миксбордер, нужно заранее определиться с цветовой гаммой и выбрать основной цвет. Остальные будут играть роль свиты и должны гармонировать с главным тоном. В миксбордере можно использовать два, три или четыре цвета.
Двухтоновые сочетания
Основной и дополнительный цвет сильно контрастируют друг с другом. Априори гармоничные контрастные пары образуют цвета, лежащие на цветовом круге друг напротив друга. Например, напротив синего цвета расположен оранжевый. Близлежащие к оранжевому красный и желтый тоже сильно контрастируют с синим и хорошо сочетаются друг с другом (синий+желтый, синий+красный).
Основной и дополнительный цвет находятся на среднем контрасте. Если измерять в градусах, то такие цвета лежат на расстоянии от 60 до 120 градусов. Например, желтый и красный, салатовый и оранжевый.
Основной и дополнительный цвета слабо контрастируют. На цветовом круге такие цвета соседствуют. Например, фиолетовый и сине-фиолетовый, желтый и салатовый.
Трехтоновые сочетания
В этом случае гармоничные сочетания определяются путем вписывания в цветовой круг треугольника: его вершины и покажут нам нужные цвета.
Если вписать равносторонний треугольник, мы получим три цвета, сильно контрастирующие друг с другом. Например, синий, красный и желтый или красно-фиолетовый, сине-зеленый и желто-оранжевый.
Если вписать равнобедренный треугольник с острым углом при вершине, получаем основной цвет и два других, сильно контрастных по отношению к первому и лежащих в другой половине круга. Например, оранжевый (основной), фиолетово-синий и сине-голубой (контрастные).
Одна из вершин треугольника совпадает с центром окружности. Все три цвета лежат внутри одного сектора, не превышающего 90 градусов, и контрастируют слабо. Например, пурпурный, красно-фиолетовый и фиолетовый.
Четырехтоновые сочетания
Как и в случае с трехтоновыми композициями, нам нужно вписать в цветовой круг определенную фигуру, на этот раз уже с четырьмя вершинами.
Вписанный квадрат указывает своими вершинами на четыре равноудаленных друг от друга средних по контрасту цвета. Например, синий, красно-фиолетовый, оранжевый и салатовый.
Вписанный прямоугольник дает две пары близких друг к другу цветов, сильно контрастных по отношению к другой паре. Например, фиолетовый + сине-фиолетовый и желтый + желто-оранжевый.
И самый необычный вариант, когда в цветовой круг вписывается знак пацифизма, или птичья лапка. В этом случае мы получаем один основной цвет, который сильно контрастирует с тремя другими, близкими друг к другу. К примеру, желтый + пурпурный, фиолетовый и сине-фиолетовый.
Советы новичкам
Работа над миксбордером — процесс сложный и увлекательный, требующий опыта, знаний и «насмотренности», т.е. хорошего чувства цвета. Оно бывает врожденным, но обычно достигается только практикой. Не бойтесь начинать, экспериментировать и ошибаться. А справиться с такой задачей, как создание колористически гармоничного миксбордера, вам помогут несложные правила и простые цветовые закономерности.
1. Цвет и пространство
Все цвета условно подразделяются на холодные и теплые. Условно — потому, что даже в рамках одного цвета могут быть более теплые и более холодные оттенки. Кроме того, восприятие цвета зависит от его окружения. Тем не менее, если говорить в целом, холодные цвета визуально отступают и расширяют пространство, теплые, наоборот, приближаются к зрителю.
2. Цвет и психология
Теплые цвета воздействуют на психику более активно, будоражат и заряжают энергией, холодные — успокаивают, настраивают на созерцательный, задумчивый или меланхолический лад. При этом пастельные и выбеленные тона действуют мягче, чем чистые цвета спектра, порождая более сложный эмоциональный отклик.
3. Контрасты и нюансы
Более контрастные композиции сразу привлекают взгляд и заметны издалека, но быстрее утомляют. Нюансные миксбордеры, в которых нет сильного контраста между цветами или светлотой/насыщенностью (в случае монохромных цветников), требуют вдумчивого рассмотрения с близкого расстояния и дольше не приедаются.
4. Устойчивость композиции
Цвета бывают легкими и тяжелыми. Чем светлее цвет, тем более легким он воспринимается, и наоборот. Чтобы композиция ощущалась устойчивой, действуем по принципу «белый верх — темный низ». Впрочем, если такова ваша задумка как дизайнера, можно перевернуть все с ног на голову. Тогда мы получим очень необычную композицию, словно готовую сорваться в полет.
5. Цвет — это не только цвет
Все цвета порождают массу сложных и индивидуальных ассоциаций, которые тоже стоит учитывать. Например, лимонные, желтые, бирюзовые и голубые оттенки воспринимаются свежими. Желто-оранжево-красная гамма кажется сухой, а сине-зеленая — влажной. Холодные, светлые и приглушенные тона ощущаются воздушными и прозрачными, а теплые, темные и насыщенные — плотными и тяжелыми.
6. Правило третей
При планировании миксбордера и выборе цветовой гаммы нужно определиться с основным цветом. Под цветом имеется в виду не просто, допустим, чистый фиолетовый, но и его вариации в рамках одного сектора цветового круга. Под этот основной цвет отводится большая площадь.
Площадь, занимаемая другими цветами, определяется исходя из правила третей. К примеру, мы планируем трехтоновый миксбордер. Тогда, если принять площадь цветника за 1, главный цвет займет 3/6 всей площади, два дополнительных цвета, соответственно, 2/6 и 1/6.
7. Равномерность распределения цвета
Чтобы композиция смотрелась гармонично, цветовые пятна нужно равномерно расположить по всей площади. Будет очень странно, если, к примеру, желтый цвет будет только справа, а красный только слева.
8. Постоянство цвета
Выбранная нами цветовая палитра должна прослеживаться весь сезон. Не должно получаться так, чтобы с отцветанием какого-либо растения один из цветов пропадал. Чтобы подстраховать себя, лучше составить календарь декоративности с названиями каждого растения и периодом времени, когда планируется любоваться цветником. В календаре нужно отметить периоды цветения или декоративности (для декоративно лиственных с цветной листвой) для каждого растения.
9. Цвет создают не только растения
Избранная цветовая палитра складывается не только из цвета соцветий и листьев. В течение сезона поддерживать колористику помогают декоративные отсыпки и малые архитектурные формы: заборчики, скульптуры и т.п.
10. Количество элементов
И последнее, но очень важное. Цветочное разнообразие, доступное садоводу, сейчас столь велико, что зачастую хочется поместить в цветник как можно больше всего разного. Этого не стоит делать, иначе композиция станет слишком эклектичной и психологически утомляющей.
Тут действует классическое правило: «7+/- 2, максимум 11». Это значит, что общее количество признаков (цвет, форма цветка и листовой пластины, габитус) должно укладываться в эту формулу. «Лунные» и монохромные миксбордеры дают наибольшую свободу в выборе форм и фактур.