Мы уже рассказывали о многих растениях, бескорыстных друзьях человека. Но как обойти молчанием такие растения, благодаря которым мы узнали вкус чая, кофе, какао? Они так давно вошли в наш обиход, что представляются чем-то извечным и неотъемлемым. Около миллиарда жителей земного шара употребляет эти приятные и в то же время полезные напитки, стимулирующие деятельность организма, поддерживающие бодрое настроение и не причиняющие вреда.
Правда, чай, какао и кофе далеко не исчерпывают весь арсенал стимулирующих напитков. На одном только Африканском континенте около 40 миллионов человек пьет настой семян дерева кола, свыше 30 миллионов южноафриканцев употребляет настой листьев вечнозеленого деревца — парагвайского чая. Там же очень распространено употребление напитка, приготовляемого из листьев кустарника гуараны.
Словом, кому что нравится. Для нас же главными, ставшими «классическими» напитками остаются, конечно, чай, какао и кофе, но наибольшей популярностью с давних времен пользуется чай. Не зря говорят, что наша страна стала второй родиной чая.
На вопрос, где же настоящая родина чая, ученые сейчас отвечают по-разному. Большинство, однако, сходится на том, что этот вечнозеленый кустарник, иногда, правда, достигающий 10 метров высоты, родом из местностей, где его и теперь можно встретить в диком состоянии. Это районы тропических лесов севера Бирмы, Индии и Вьетнама, Южного Китая, острова Хайнань. Что касается чая как напитка, то здесь нет никаких разногласий и сомнений — это изобретение китайцев, которые знают его и любят с наидревнейших времен. По-китайски «чай» означает «молодой листочек», что говорит об употреблении для приготовления напитка как раз молодых верхушечных листиков.
Хотя чайный куст относят к вечнозеленым растениям, довольно крупные его листья живут всего один год. Правда, голым чайное растение никогда не бывает: листья у него опадают, в отличие от наших листопадных древесных растений, постепенно и преимущественно весной. Взамен опавших сразу появляются новые. Зато цветет чай осенью, в начале сентября. Цветки его поодиночке, а то и по два-четыре продолжают появляться до самых заморозков. Они очень душистые, красивого нежно-белого цвета или розовые. Недаром некоторые ботаники относят чай к роду изысканной камелии.
Оплодотворяются немногие из чайных цветков: всего 2—-4 процента, образуя небольшие плоды — коробочки с горькими маслянистыми семенами. Остальные цветки быстро опадают или увядают бесплодными.
Известно немало разновидностей и сортов чайного растения, но основу мирового чайного промысла составляет чай китайский.
Для удобства сбора листа чайные растения формирует в виде небольших стриженых кустов. Около миллиона гектаров составляют его насаждения во всем мире, у нас же общая площадь чайных плантаций превысила 100 тысяч гектаров.
Далекое прошлое окутано дымкой. Есть древняя китайская легенда о том, как долгие дни и ночи, не зная отдыха, молился буддийский священнослужитель Дарма, переселившийся из Индии в Китай и получивший здесь новое имя Та Мо. Однажды, обессиленный долгой молитвой, Та Мо упал и сразу же уснул, а проснувшись, разгневался на себя, отрезал свои веки и со злостью бросил на землю. На этом месте будто бы и вырос первый куст чая. Из его листьев Та Мо приготовил напиток, который нашел целебным, способствующим душевной бодрости и зовущим на религиозные подвиги. Поэтому перед смертью и завещал он всем своим последователям употреблять чай, объявив его напитком, обязательным при исполнении религиозных обрядов.
Однако чай довольно скоро освободился от опеки служителей культа, так как были установлены его лечебные свойства. Первое дошедшее до нас свидетельство об использовании чая как лекарственного растения относится к пятому тысячелетию до нашей эры. Это же подтверждается и древнейшей китайской энциклопедией Бентсар, созданной в IV веке до нашей эры. В ней чай описан детально, с полным знанием дела и как напиток, и как растение.
© KENPEI
Один неизвестный арабский путешественник в записях, датированных 879 годом нашей эры, отмечал, что подати в Китае собирают «не только с соли, а еще и с растений, листки которых китайцы отваривают в воде. Это простой куст, на котором листья крупнее, чем на гранатовом дереве, а запах их значительно приятнее, но они имеют некоторую горечь. Кипятят воду, наливают ее на листья, и этот напиток исцеляет от многих болезней».
Чай очень быстро стал в Китае настоящим народным напитком. Ему посвящались трактаты, поэтические произведения, устраивались специальные чайные дома, которые поэты-романтики называли «оазисами в печальной пустыне бытия». Существовал даже культ чая — тэизм, призывавший поклоняться напитку, «чудесному среди ничтожности будничного существования». А в одной китайской летописи содержится гимн чаю: «Чай подбадривает дух, смягчает сердце, прогоняет усталость, пробуждает мысль, не позволяет поселиться лени, облегчает и освежает тело и проясняет восприятие». Не менее восторженно описан чай в другом древнекитайском произведении: «Пей медленно этот чудесный напиток, и ты будешь чувствовать в себе силы бороться со всеми заботами, которые обычно отягощают нашу жизнь. Сладкий покой, который ты получишь благодаря употреблению напитка, можно только ощутить, но описать его нет возможности».
Из Китая чай был завезен прежде всего в Японию, а затем в начале XVI века и в Европу. В Россию впервые дошли сведения о нем в 1567 году: их привезли казацкие атаманы Петров и Ялышев, возвратившиеся из путешествия по Китаю. Но лишь почти через 70 лет московский посол Василий Старков привез царю Михаилу Федоровичу четырехпудовую партию чая. Это был ответный подарок монгольского хана за поднесенные ему сто соболей. Русский посол долго и упорно отказывался от ничтожного, на его взгляд, дара и принял его, лишь уступив настойчивости хана. Но навязанный дар пришелся по вкусу в царских покоях. Сначала в России чай употребляла преимущественно придворная знать и то как лекарство по предписанию лекарей. Постепенно потребление чая расширялось, а в 1696 году из Москвы в Китай впервые за ним снаряжается специальный казенный караван.
Впоследствии спрос на чай в России стал настолько большим, что он занял одно из главных мест в импорте товаров. Около 75 тысяч тонн чая ежегодно завозили купцы в Россию и наживали на этом огромные капиталы. Только заварка чая обходилась стране в 50—60 миллионов рублей золотом в год!
Русские внесли свой вклад в историю использования этого удивительного растения: создали специальную чайную машину, как прозвали немцы наш тульский самовар. Чаепитие в России становится массовым, и народ даже ввел своеобразную классификацию его потребления, отражавшую социальное неравенство людей того времени: внакладку — для богачей, вприкуску — для средних слоев населения, вприглядку — для бедноты.
Но если самовар можно назвать машиной лишь условно, то комбайн для уборки чайного листа, сконструированный в наше время грузинскими умельцами, не требует никаких скидок. До 1963 года чай у нас убирали только руками. Две тысячи движений пальцами, и на дне корзины появляется первый килограмм ароматных листочков, а средний дневной сбор около 30 килограммов! Представляете, какую трудоемкую работу выполняли сборщики ежедневно?
Многие изобретатели пытались облегчить сбор чайного листа. Даже отец кибернетики Норберт Винер, не признававший границ конструкторской мысли, опустил руки перед этой проблемой. «Все можно придумать и сделать, кроме машины для уборки чая»,—разочарованно заключали другие авторитеты. Только грузинские конструкторы сумели создать комбайн для уборки чайного листа, названный ими «сакартвело».
«Настоящую революцию принесла в чаеводство ваша машина»,— единодушно признали съехавшиеся посмотреть ее в работе на чайных плантациях знатоки из Японии, Вьетнама, Индии, Турции, Аргентины, Бразилии.
Умная машина выполняет удивительно тонкую работу, не просто состригая с кустов чайный лист, а отбирая лишь самые нежные, молодые листочки. До 800 килограммов листа снимает она в день, экономя на каждом центнере 7—8 рублей.
Чрезвычайно интересна история акклиматизации чая в России. Первые чайные растения были завезены к нам около 150 лет назад и посажены известным ботаником Гартвисом на территории нынешнего Никитского ботанического сада, вблизи Ялты. Здесь его на протяжении 20 лет изучали и размножали, пока не убедились, что Крым со своим сухим климатом для культуры чая малопригоден.
С 1846 года началось первое испытание чая и на Кавказе. Оно долго не давало обнадеживающих результатов, однако энтузиасты отечественного чайного промысла не сдавались. Среди них были не только ботаники, агрономы, лесоводы, но и знаменитые ученые, казалось, очень далекие от растениеводства: географ-климатолог А. И. Воейков и химик — академик А. М. Бутлеров. Многочисленные препятствия соединенными усилиями были наконец преодолены. В течение первых 100 лет культуры было заложено около 500 пробных десятин чайных плантаций.
Однако настоящего размаха выращивание чайного куста достигло только в советский период. Теперь наша страна не только полностью обеспечена чаем собственного производства, но еще и экспортирует его. А чаеводы-мичуринцы успешно продвигают эту культуру в новые районы: на Северный Кавказ, в Среднюю Азию, Закарпатье и даже Прикарпатье. Предварительная разведка проводится в Подмосковье и Ленинграде.
В Грузии трудится большой коллектив Научно-исследовательского института чая и субтропических культур. Его специалистами выведено несколько ценных гибридных чайных сортов, разработаны агротехника, обеспечивающая высокие урожаи, новые способы переработки чайного листа.
Чем же привлекает людей это необычное растение? На этот вопрос исчерпывающе отвечают биохимические исследования. Оказывается, среди богатейшей дикой флоры нашей Родины, насчитывающей, кстати, около 18 тысяч видов цветковых растений, нет растения, хотя бы в незначительном количестве содержащего ценное химическое вещество — кофеин, а чай содержит его до 3,5%. К этому еще добавьте до 20% дубильных веществ, витамины Ci, Bi, В2, никотиновую и пантотеновую кислоты, следы эфирного масла. Поэтому-то и выращивают у нас так заботливо эту культуру, бережно собирают молодые листочки чайного куста, обрабатывают их на специальных фабриках. Очень важно своевременно собрать листья, так как вкусовые качества, аромат ухудшаются, а содержание кофеина и других веществ снижается при опоздании со сбором даже на один день.
По технологии приготовления чай разделяют на байховый, зеленый, черный, а теперь советские чаеводы готовят еще желтый и красный чай, очень богатые витаминами и другими полезными веществами.
Современными научными исследованиями более полно выяснено и лечебное значение чая. Оказалось, что, кроме кофеина, чай содержит и очень важный витамин Р, укрепляющий капиллярные кровеносные сосуды, и танин, который является своеобразным собирателем витамина С.
Рассказывая о чае, нельзя не упомянуть о Ксении Ермолаевне Бахтадзе. Живет она в Чакве, близ Батуми, а поселилась здесь еще в 1927 году, чтобы заняться совершенствованием чайного растения. Свыше 20 великолепных сортов чая создала академик, Герой Социалистического Труда К. Е. Бахтадзе. Любимым ее питомцем стал сорт грузинский-5. Иные и не признают его чаем, так крупны его листья и необычен вид растения. Напиток из листьев этого сорта отменный, необыкновенно нежный, с тончайшим ароматом. Да и урожайностью он вдвое превышает все рядовые сорта—10 тонн отборного листа дает с гектара.
«Но не одним чаем жив человек,— шутит Ксения Ермолаевна, после чайных дел лелея у своего домика круглый год благоухающий розарий.— Розы ведь цветы радости, а чай напиток бодрости. Без бодрости нет радости, а без радости какой толк в бодрости?».
Ипользуемые на материалы:
- С. И. Ивченко – Книга о деревьях