Валериана. Исторические факты

0
0
2055

Издавна ценились целебные качества кошачьего мауна на Руси. Народная медицина использовала его в случаях трясцы — малярии. Поэтому растение и назвали трясовичной травой. Были и другие имена — сороко-приточная трава, чертово ребро, аверьян, адамово ребро, ароматник, земляной ладан, лихорадочный корень, одолян, стоян, чертово зелье. Отвары валерианы пили при жабной болезни (стенокардии), бессоннице, головных болях, заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Лечили трясовичной травой и падучую — так в старину называли эпилепсию. В отечественную официальную медицину это средство ввели иностранные врачи. В русском переводном травнике 1614 года есть глава, посвященная валериане.

Валериана (Valeriana)

© Luigi FDV

Начало промышленных заготовок валерианы лекарственной относится в нашей стране к XVII веку. По царским указам надлежало «собирать травы, цветы и коренья, которые годны к лекарственному делу», а также «всяких людей спрашивать, кто знает лекарственных трав, которые пригодились бы к болезням в лекарства человеком». Знающие люди извещали Аптекарский приказ, что, дескать, трава фу по-гречески, лихинис по-латыни, а по-русски трясовичное корение, кошачий маун, зелье чертово водится в подмосковных лесах. Партии травников собирали ее и отправляли в столицу. Промышленные заготовки валерианы велись при Петре I для обеспечения лекарством регулярной русской армии. При этом пользовались наставлениями старинных руководств: «Сама та трава и корень дух тяжелый имеет; кошки трутся около этой травы, для того сохраняем ту траву, которую в зелень полагать хотим. Тот корень собираем в месяце августе».

Итальянцы верили, что собранные в ночь накануне праздника сан-Джованни (он был посвящен дню летнего солнцестояния) травы обретают особые целебные и приворотные свойства. Одним из наиболее ценных растений слыла валериана. Она, оказывается, изгоняла болезни «тела и души», пугала привидения, служила приворотным зельем.


В памятнике индо-тибетской медицины «Дзэйцхар мигчжан», где описаны свойства 323 лекарственных растений, о траве спанг-спос (валериана) говорится, что она «подав­ляет хронический жар яда, а также применяется при болезни, вызванной злым духом «гдон». Тибетская медицина, как известно, была тесно связана с буддизмом, отсюда и религиозные, мистические наслоения многих ее положений. Например, тяжелые, не поддающиеся излечению болезни (к ним в первую очередь относились кровоизлияния в мозг с параличами, острые сердечно-сосудистые и психические заболевания) с непонятными по тем временам причинами объяснялись влиянием сверхъестественных сил — злых духов. Под «жаром яда» подразумевалась интоксикация при повышенной температуре, воспалительных процессах и инфекционных заболеваниях.

Валериана (Valeriana)
Валериана (Valeriana)

© imanh

Некий доктор Самуил Коллинс в 1665 году представил целый трактат о валериане, в котором, в частности, писал: «Трава валериана, а по-гречески фу, пристойна: из той травы изготовить водку, и та водка годится от очной болезни; да ту же траву за морем кладут в ушечке (суп, уха и вообще варево.) для всякого здоровья и едят от ветру, и у которых людей печень испортится и ото всякого запору и женскому полу— от месячного запору, принимать и от водяного запору. А корень той травы разрезать на мелко, сварить в ренском или с соком березовым, или в вине церковном, и тем полоскать рот у которых людей в роте осыпалось или иная какая болезнь или в деснах цинга. Да тот же корень принимать от огневой и от морового поветрия, и у раненых людей раны заживают; и у которых людей бывает на лице желчь».

Небезынтересно знать, что живший в начале XVII века итальянский врач Фибий Колумелла на себе испытывал действие настоя валерианы и рекомендовал своим коллегам широко применять это успокаивающее средство. Видимо, тогда и появилось современное название растения.

Оно происходит от латинского слова «валере», которое означает «быть здоровым». Очень меткое имя для целебной травы. К нам оно пришло с запада, с официальной медициной.

Из врачебного лексикона название перешло в разговорную речь и укрепилось в научном обиходе. Ви­димо, в 17 веке оно только входило в употребление, потому в травниках и пособиях по медицине во избежание путаницы указывались греческое, латинское, немецкое и другие названия валерианы.

Уже в 18 веке валериана была включена в государственные фармакопеи многих европейских стран как седативное, спазмолитическое средство. Таким его знают и по сей день.

Валериана (Valeriana)

© ecos de pedra

Вполне допустимо, что египтяне использовали корень валерианы не только в религиозно-магических целях, но и находили для него вполне земное назначение — использовали как успокаивающее средство. О влиянии этого растения на центральную нервную систему знали эскулапы Эллады и Рима. Упоминает это растение Гиппократ. Диоскорид считал, что валериана способна «управлять» мыслями. К средствам, возбуждающим мысль, относил траву Плиний. Древние авторы именовали валериану словом «фу». Под таким названием она фигурирует в «Каноне врачебной науки» Авиценны.

Греческим именем «фу» валериана вошла в большинство средневековых травников, лечебных пособий, медицинских трактатов. В те времена она слыла не только снадобьем при нервных заболеваниях, нарушениях деятельности пищеварительного тракта, но и магическим средством против нечистой силы. Согласно поверью в день успения (15 августа) надлежало собрать девясил, посконник, валериану, божье дерево (один из видов полыни), полынь горькую, пижму, связать их в пучок и освятить в церкви. Затем растения надо было высушить и в определенные ночи (под рождество, новый год и крещение) окуривать ими спальни и конюшни.
Суеверные люди полагали, что в окуренных таким образом помещениях ведьмы и домовые не причинят никакого вреда.

Напишите свой комментарий

Внимание! В комментариях к материалам запрещена публикация ссылок или контактной информации. Для этого воспользуйтесь форумом или личными сообщениями. Спасибо!