Не надо бояться трудностей при перевозке животных, надо заранее подготовиться. Длительные переезды редко бывают спонтанными. Чтобы и вам, и вашим животным в поездке было относительно комфортно (как дома, конечно, не будет), нужно приобрести всё необходимое, изучить тонкости, потренировать животных, быть готовым посвящать им большую часть своего времени. Впрочем, в поезде занятий немного. В статье расскажу о своем опыте переезда с кошкой и собакой с Дальнего Востока на Кубань.
Подготовка документов к поездке с домашними питомцами
Сначала нужно определиться, каким видом транспорта поедут животные. Самое быстрое в нашем случае – самолёт. Одна пересадка в Москве. Кошек и мелких собак перевозят в салоне в специальном контейнере/сумке.
По правилам обслуживающих авиакомпаний, устанавливается квота на перевозку животных. Совсем не факт, что выбранным рейсом не пожелают полететь ещё человек 5 с собачками и кошечками, тогда квоты на всех не хватит. Собаки свыше 8 кг, кроме служебных и поводырей, должны лететь в клетке/контейнере в отапливаемом багажном отсеке (если в самолёте такой есть). Там тоже квота.
Животные должны иметь ветеринарный паспорт, прививки делаются не позднее, чем за 30 дней до поездки. Кроме этого, выписывается ветеринарное свидетельство, действующее 5 дней. Перед посадкой в самолёт животное осматривает врач. Тут тоже надо быть готовым ко всяким неожиданностям. Впрочем, можно прийти за сутки, врач осмотрит.
Сама мысль о том, что наша собака будет находиться в замкнутом контейнере вдали от нас в течение почти 10 часов регистрации, посадки, перелёта, повергла меня в ужас. Потом несколько часов в Москве повидаться и снова на 3 часа в контейнер. Лучше поездом.
Поездом добираться 8 суток с двумя пересадками. Для провоза крупной собаки (наш – 27 кг) требуется выкупить целое купе. Ну и ладно, зато поедем все свои – я, муж, собака и кошка. Заодно страну посмотрим.
Документы для животных на железной дороге требуются те же, что и в самолёт: ветеринарный паспорт с указанными прививками (не позднее 30 дней до отъезда), ветеринарное свидетельство, выписанное за день до отъезда, но здесь оно действует на весь срок транзита.
Собаке обязательно иметь поводок/шлейку, намордник. Кошке – корзинку/сумку-переноску.
Практическая подготовка животных к поездке
Поскольку жили мы в двухквартирном коттедже со своим участком земли, зверьки наши привыкли к свободе перемещений и большой самостоятельности.
Кошка за свои 10 лет жизни в семье на лоток ходила только в первый год, маленьким котёнком, а потом лазила где-то под кустами. Пёс (5 лет) к ошейнику приучен был с детства, но на поводке не ходил ни разу, надобности такой не было. Мамины гены восточносибирской лайки не терпели ограничений свободы. Дырки под забором он научился копать именно у неё и самостоятельно гулял по всем окрестностям. Ночевал, впрочем, всегда дома. И никогда никуда не ездил.
Так что нам предстояла большая подготовительная работа: приучить его к поводку, к общественному транспорту, к наморднику; кошку — потренировать в переноске. Пока продавался дом — больше года, мы тренировались.
Гулять на поводке начали ежедневно. Пёс очень быстро понял и почувствовал, как надо идти рядом, не тянуть и не запутываться. Вокзал был от нас в километре, по выходным мы ходили туда встречать и провожать поезда, и месяца через два он уже сравнительно спокойно шёл вдоль движущегося грохочущего состава. Были случаи, когда скучающие проводницы, умиляясь на красивую собаку, разрешали нам подняться в тамбур. В первый раз я его тащила туда на руках, обратно он по ступенькам слез сам. В следующий раз запрыгнул самостоятельно.
Так же и с автобусами: сначала просто приходили и стояли на остановке. Потом, рано утром, когда пассажиров почти нет, я его затащила в автобус, мы проехали две остановки и вернулись домой пешком. Со следующей неделе начали ездить по паре остановок регулярно, а потом и дальше.
С намордником получалось плоховато: как только я отворачивалась, пёс начинал его стаскивать. Порой успешно. Намордников мы перебрали несколько и остановились на мягком, его пёс терпел дольше всего. В процессе привыкания к общественному транспорту съездили в ветклинику и сделали все необходимые прививки.
С кошкой, конечно, проще — посадила в переноску, закрыла, и никуда она оттуда не денется. Но и с ней несколько раз проехались на общественном транспорте.
Когда брали билеты на поезда, старались выбрать купе поближе к выходу, чтобы гулять с собакой почаще и подольше.
От блох, гельминтов животных обработали за неделю до поездки. За день до отъезда съездили в ветклинику, выписали ветеринарное свидетельство одно на двоих. Вечером обоих помыли, просушили феном.
Что берём для животных в дорогу?
Для кошечки:
- переноску, в неё укладываем и фиксируем непромокаемую пелёнку;
- лоток и наполнитель для лотка;
- привычную подстилку, которая будет напоминать киске о доме;
- корм и любимую мисочку (ёмкость для питья мы брали для кошки и собаки общую, они не жаловались);
- лекарства – успокаивающие капли.
Для собаки:
- поводок;
- намордник;
- любимую подстилку— коврик;
- корм и любимую мисочку;
- поилку;
- лекарства – успокаивающие капли.
Поскольку зверики у нас сильно мохнатые, взяли липкий ролик, чтобы собирать шерсть со всех поверхностей. Оказалось очень нелишним – на фоне стресса шерсть с них сыпалась довольно сильно.
Как чувствовали себя наши животные в дороге
Уезжали мы с Дальнего Востока в конце октября. Днём было около 0 градусов, по ночам подмораживало. И кошка, и собака уже приготовились к зиме, обросли тёплыми мягкими шубками.
Посадка в первый поезд
Пока садились в вагон, пока размещались, пока проводник проверял билеты, кошка находилась в корзинке-переноске, иногда тихонько мяукая. Периодически приходилось открывать и гладить её, чтобы ей было не так страшно. Собаку поначалу никак не могли пристроить в тесном купе: внизу лёжа пес занимал больше половины прохода, а на нижнюю полку так сразу запрыгивать стеснялся.
После проверки билетов купе мы закрыли, кошку выпустили, с собаки сняли ошейник и намордник. Почти сразу появился запах – животные в состоянии стресса пахнут сильно и не так, чтоб приятно. Вентиляция, конечно, работала, но не особо помогала. Пришлось обоим давать успокоительные капли.
Кошка всё осмотрела, обнюхала и обосновалась на антресоли. Собаке постелили коврик на нижней полке и уговорили его туда забраться. Немного приоткрыли дверь, чтоб подышать.
7 часов до Хабаровска провели относительно спокойно, кошка тихо сидела наверху, собаку выгуливали на каждой стоянке, превышающей 5 мин. За это время большая часть пассажиров вагона рассмотрели собаку, а самые храбрые даже погладили. Отношения наладились и намордник одевался только «на выход». Есть зверики не стали, собака пила воду.
В Хабаровске между поездами у нас было 4 часа, мы гуляли по окрестностям и чуть не потеряли кошку. Мне стало её жалко, она за всё это время ничего не ела, не пила и не ходила в туалет, была вялой и выглядела очень несчастной. И я её пустила на газон. Вялая прежде кошка с немыслимой скоростью рванула в кусты.
Гоняли мы её около получаса, пока она не влетела на стоянку и не начала прятаться под машинами. К поимке присоединились находящиеся тут же таксисты, и охота превратилась в облаву. В конечном итоге из-под машины я её вытащила за лапу и ещё час носила на руках, успокаивала. Муж с собакой ходили рядом и успокаивали меня.
Пересадка на другой поезд
Во второй поезд Хабаровск-Иркутск заселились без эксцессов, да и ехали без особых приключений. На второй день собака уже освоилась, ела нормально, гуляла с удовольствием, с разбегу запрыгивала в вагон и выскакивала оттуда. Пассажиры и проводники относились к животным очень доброжелательно. Впрочем, никакого дискомфорта никому наши животные не доставляли: пёс не лаял ни разу, кошка тоже никаких громких звуков не издавала.
Но кошке поначалу было плохо, она ещё сутки ничего не ела и не ходила в туалет, несмотря на массаж животика. Только на третий день нашей дороги она слабо мяукнула и потрогала лапкой неподалёку стоящий лоток. Вместе с кошкой и лотком мы побежали в туалет. Тут и появились первые результаты. В дальнейшем на лоток она ходила без проблем.
После этого кошечка ожила, стала кушать, пить и лазить по всему купе. Несколько раз даже порывалась выйти в коридор, дверь купе была открыта из-за жары в вагоне. Средняя температура держалась +25°С, проводники её не снижали из-за едущих в вагоне детей и бабушек. А нашей лохматой собаке при таких градусах было некомфортно, и она преимущественно лежала на полу, выставив морду в коридор. Каждые 3-4 часа нам приходилось утепляться и выбегать с собакой на прогулку.
Температура в Восточной Сибири была, в среднем, -15°С. На третий день, в Иркутске, уже -21°С, лежал снег.
Вторая пересадка
В Иркутске у нас было ещё 4 часа между поездами. Мы с мужем по очереди гуляли с собакой по окрестностям. Холодно же! Одежду мы рассчитывали на минимум -10°С. Кошка сидела постоянно в зале ожидания то в переноске, то у меня на руках.
При посадке в поезд у нас возникли трения с проводницей по поводу срока выдачи ветеринарного свидетельства (4 дня назад). Пришлось разбираться на уровне старшего проводника. На морозе. Но всё уладилось, поскольку билеты у нас транзитные. Да и в ветеринарном свидетельстве указан маршрут.
В новом купе животные освоились уже быстро, кошка устроилась спать на одеялах в антресоли, собака забралась на коврик на нижней полке – все замёрзшие улеглись отогреваться и отсыпаться. От Иркутска до Урала было ещё холодно, -20°С…15°С…-10°С.
К исходу вторых суток добрались до Казахстана и пересекали Казахстан с остановками только на границе, где выходить было нельзя. 7 часов без выхода на улицу. Вот тут-то собаку и укачало. Пёс убежал к двери тамбура, я подумала, что ему жарко, открыла дверь в тамбур. В общем, убирать пришлось много. Хорошо, что очень рано утром, никто не ходил по вагонам. Пёс чувствовал себя очень виноватым, хотя я его, конечно, не ругала.
Южный Урал встретил нас хорошей погодой с плюсовой уже температурой и отсутствием снега. 20-минутные остановки у нас были каждые 4-5 часов, гуляли мы с собакой каждый раз. Хотя с выгулом, конечно, трудно. Нету на станциях выгулов. Большинство вокзалов огорожено, так что либо гулять между путями, либо выходить на привокзальную площадь, а потом — в очередь и через рамку. На всё 20 мин. На маленьких станциях легче, но там поезд и не стоит долго. В общем, тот ещё экстрим.
Проводники и пассажиры с нашими зверьками подружились быстро, приходили по одному и группами гладить собаку. Кошка на второй день освоилась настолько, что гуляла по вагону, пассажиры заманивали её к себе в купе. В тамбур выходить боялась.
Пёс на прогулках радовался зелёной траве, а вот кошке эти радости были недоступны. Думаю, если выгуливать кошку на шлейке, можно это делать только на длительных остановках, да и то это будет для неё большим стрессом – кошки любят привычное.
В целом за 8-дневную поездку наши зверики показали себя молодцами. Хотя поездка досталось им тяжело – это заметно по внешнему виду: они похудели, шёрстка немного повылазила, и они выглядели усталыми.