Бывают в природе всякие удивительные существа, специализирующиеся на конкретном растении. На своём ваточнике сирийском я уже полмесяца наблюдаю ярко-оранжевую тлю, которая сидит только на нём и на другие растения – ни ногой. То есть не только наблюдаю, конечно, а пытаюсь извести её самыми разнообразными, щадящими растения средствами. Количество тли быстро сокращается, а затем довольно быстро восстанавливается. Растения, что самое главное, живы и растут.
Или вот восковая моль, тоже интереснейшее существо. О ней и будет статья. О том, что она из себя представляет, зачем нужна в природе, сколько пользы от неё и какой ещё у неё потенциал.
Кто такая восковая моль?
Это бабочка, принадлежащая к семейству огнёвок (Pyralidae). Большое семейство, обеспечивающее гусеничками-вредителями массу самых разных растений от пшеницы, капусты, конопли и кукурузы до водных телореза и роголистника. Есть подразделения, специализирующиеся на муке, крупах и сушёных фруктах. Неприглядная родня.
Большая восковая моль (Galleria mellonella) во взрослом состоянии совершенно безвредна, ничем не питается, и ничего, кроме спаривания и размножения её не интересует. Самкам на весь процесс от выбора подходящего партнёра до поиска комфортных условий будущему потомству и откладки яиц отпущено чуть более декады. Самцы же могут прожить почти пару недель – видимо, процедура уговаривания и у насекомых непроста.
Есть ещё малая восковая моль (Achroia grisella), в вопросах образа жизни идентичная большой, но отличающаяся размерами. Размах крыльев у большой – до 35 мм, у малой – до 24.
По ночам, скрытно бабочки пробираются в ульи и откладывают в щелях или на полу среди всякого мусора от 100 до 300 яиц в одной кладке. Всего одна бабочка способна отложить до 1500 яиц, хотя обычно откладывают вдвое меньше. Дней через 10 из этих яиц повылупляются личинки миллиметрового размера и усиленно приступят к поиску и поглощению еды. В самом начале своей пищевой карьеры крошечные личинки едят пергу и мёд, конкурируя за запасы с пчёлами и пчеловодами.
Основательно подкрепившись и увеличившись в размерах, личинки приступают к поеданию сот, причём преимущественно тех, что использовались для выращивания расплода. В таких сотах (они очень тёмного цвета) кроме воска есть остатки мёда, перги, жизнедеятельности пчелиных детишек. Личинки запросто могут повреждать соты с мёдом, пергой и расплодом, прогрызая там целые ходы, повреждая пчелиные личинки. Ходы затягивают шелковистой паутинкой – маскировочной. Месяц бесчинствуют, потом окукливаются в укромном уголке. Ещё дней через 10 из куколки вылетает новая бабочка.
Пчёлы, конечно, такое безобразие всячески стараются пресечь. Рабочие пчёлки найденных личинок съедают, охранники охотятся за бабочками и выкидывают их наружу. Найденные куколки пчёлы запечатывают прополисом. Но это в сильной семье. Слабые пчелиные семьи, бывает, не справляются, в результате либо гибнут, либо покидают улей.
Что в личинке удивительного и полезного?
Удивительна даже не сама по себе узкая специализация (пчелиная), а именно то, что личинки моли способны употреблять и усваивать воск. Причём в качестве основного корма. Съев весь воск, они с успехом употребляют своих сородичей и экскременты. При наличии же выбора предпочитают трудноразлагаемый воск легкоусвояемым продуктам. Специально для его расщепления личинки вырабатывают ферменты липазу и церразу, которые и помогают усвоению. Ну и кишечный микробиом у них под эти задачи подстроен.
С точки зрения природы здесь всё правильно: если есть органическое вещество, кто-то должен его перерабатывать – не пропадать же добру!
Упомянутую церразу ещё Мечников в 30-х годах прошлого столетия предложил использовать для лечения туберкулёза, поскольку она способна разрушать жировосковую часть оболочки туберкулёзной палочки. Оказалось, да, помогает. В лечении туберкулёза, хронических бронхитов, бронхиальной астмы, респираторной аллергии. Для этих целей используются личинки ранних возрастов, синтезирующие церразу. Те, которые собрались окукливаться, уже не подходят – питаться они заканчивают, и ферменты не выделяют.
Рецептура такая: 20 г (примерно, столовая ложка) личинок залить 100 мл водки (лучше крепостью 45° или спиртом, наполовину разбавленным водой), выдержать в тёмном месте 10 дней, ежедневно взбалтывая. Принимать за полчаса до еды 3 раза в день по 15-20 капель на столовую ложку воды. Настойку можно купить у пасечников – как правило, они её делают.
В народной медицине настойка огнёвки используется издавна, преимущественно при лечении чахотки (туберкулёза) и для повышения мужской потенции.
Хорошо зарекомендовала себя настойка в качестве иммуностимулятора и противовирусного средства. Помогает при сердечно-сосудистых, гинекологических заболеваниях, аденоме простаты, подходит для нормализации артериального давления.
Настойка проявляет хороший эффект при лечении артритов и артрозов. Марлевую повязку, смоченную в настойке, нужно приложить к больному месту на полчаса. Повторять регулярно в течение не менее двух недель.
Очень полезно принимать настойку огнёвки после перенесённого инфаркта или инсульта. Дней через десять после криза начинать принимать настойку по половине чайной ложки (разбавленной в столовой ложке воды) до еды, один раз в день в течение двух недель. Помогает восстановить упругость сосудов.
Пасечники говорят, что настойка огнёвки незаменима в борьбе с возрастными изменениями, способна предотвращать преждевременное старение.
Зачем ещё нужна восковая моль?
Личинки большой восковой моли часто используются в самых разнообразных экспериментах. Чаще в противогрибковых, антибактериальных и противовирусных исследованиях. Размножаются насекомые легко, растут быстро, врождённый иммунный ответ схож и таковым у позвоночных, этических ограничений нет. К тому же, личинки развиваются в условиях пчелиных гнёзд, где температура летом близка к температуре человеческого тела. Почти идеальный модельный организм. Неудивительно, что изучены они вдоль и поперёк и экспериментов на них поставлена тьма. Достойная замена многострадальным подопытным млекопитающим.
В лабораториях их разводят также в качестве хозяев для паразитических насекомых: хищных клопов, мух-тахин, златоглазок, трихограмм и прочих, – которых потом будут выпускать в теплицы для борьбы с насекомыми-вредителями.
Не только паразиты с удовольствием употребляют личинок восковой моли – их очень любят декоративные древесные лягушки, хамелеончики и другие ящерки, птицы и мелкие домашние млекопитающие-хищники. Личинки мягкие и питательные, замечательно стимулируют размножение у живности. Им они потенцию тоже повышают.
Рыбаки говорят, что на личинок большой восковой моли хорошо ловятся форель и лососевые. Особенно если по две штуки на крючок насаживать.
Лёгкость разведения позволяет использовать личинки в качестве сырья для получения хитозана. Очень нужное вещество. В медицине используется в качестве покрытий капсул с медицинскими препаратами, для создания лекарств, поступающих через слизистые оболочки. С его помощью делаются медицинские повязки с эффектом заживления ран. Помимо этого хитозан используется при изготовлении косметики и продуктов питания.
Для садоводов хитозан тоже очень полезен: он помогает растениям бороться с грибками, нематодами и вирусами, повышает урожайность. Прибавка урожая зерновых, к примеру, оценивается в 20%.
Обработка препаратами на основе хитозана повышает устойчивость растений к самым разным стрессам (резкие понижения температуры, засуха, переувлажнение). Широко применяется в США, Канаде, Южной Корее, Японии и Китае.
Предпосевная обработка семян даёт замечательные результаты.
Восковая моль – надежда экологов
Многие открытия делаются случайно. Вот и с личинками огнёвки так. Ещё в 2016 году в одной из лабораторий личинки большой восковой моли прогрызли полиэтиленовый пакет, в который были упакованы. Это послужило толчком к многочисленным исследованиям на тему «Спасут ли нас личинки от пластикового мусора, которым мы загадили всю планету?».
Выяснилось, что личинки едят полиэтилен низкой плотности (стандартные упаковочные пакеты), но на чисто пластиковой диете им нехорошо. Подкормки воском и отрубями несколько поддержали их существование, но, поев привычную пищу, к пластиковой диете личинки возвращались очень неохотно.
Разобрав личинок на составляющие, исследователи выяснили, что за время сидения на пластиковой диете у них поменялся микробиом кишечника, причём, у тех, кто на полиэтиленовом корме ухитрялся неплохо расти и поправляться – существенно.
Дальше начались исследования этого изменённого микробиома, чтобы наконец узнать, кто будет способен перерабатывать пластиковый мусор. И у личинок в кишечнике нашли бактерии, которые способствуют переработке. Но это только начало. Там ещё копать и копать. Или проводить селекционный отбор среди личинок на более активное поедание пластика – тоже интересная задача.
В общем, если кто выращивает личинок восковой моли (для кормовых, например, целей), можно начинать им потихоньку полиэтиленовые пакеты скармливать. Может, и мусор выбрасывать не придётся.
А тем, кто настойкой лечится, личинки из настойки, залив литром воды, нужно равномерно распределить под малиной, например, или под смородиной. Чуть заделать в верхний слой почвы. Почвенные микроорганизмы переработают, а корешки потом достанут всё полезное.