Аквилегии только на первый взгляд являются скромными растениями, но при ближайшем знакомстве пленяют завораживающей игрой красок и деталей. Сегодня это растение по праву причисляют к самым модным пейзажным культурам. Необычное цветение, волшебные способности распространяться при помощи самосева и красота зелени определяют универсальный статус аквилегий, но декоративные таланты этой культуры отнюдь не исчерпываются умением вписаться в любую садовую композицию.
Аквилегия, или Водосбор, или Орлик (Aquilegia) — род травянистых многолетних растений семейства Лютиковые.
Описание аквилегии
Аквилегия — пожалуй, одна из самых неоднозначных садовых культур. Это красивоцветущее растение с «воздушной» подушкой ажурной, но яркой листвы, которая кажется почти сферовидной куртинкой и привлекает взоры с момента выпускания первых листочков. Тонкие, ветвистые и изящные цветоносы с поникающими «колпачками» цветков как будто парят в невесомости, постоянно пребывают в движении, но не боятся ни сквозняков, ни ветров.
Цветки аквилегии даже в сухую погоду кажутся светящимися, покрытыми таинственными капельками росы. Необычное строение, которое каждые цветок превращает в замысловатое украшение, заставляет присматриваться к деталям.
В зависимости от того, о каких аквилегиях идет речь — базовых видах и старых сортах или красочных современных новинках селекции, у которых главная ставка сделана на цветение — аквилегии обладают совершенно разным характером, в той или иной степени раскрывая то свою пейзажность, то красоту цветения, то объемную и очень красивую листву.
Классические садовые аквилегии — растения укромного освещения, которые славятся своими пейзажными талантами, почти магическим влиянием на укромные площадки. Современные сорта — в первую очередь красивоцветущие культуры, которые предлагают насладиться непохожими ни на одно другое растение цветками-колпачками с забавными шпорцами и привнести непосредственность, импровизацию и необузданность в ансамбли не только в притененных, но и солнечных композициях.
Одновременно выделяясь в компании любого растения и гармонично сочетаясь с зеленью и цветками любого типа в роли адаптирующегося партнёра, аквилегия тем не менее никогда не теряется в саду. Несмотря на то что аквилегии лучше всего смотрятся массивами, они не меньшее впечатление производят и если «случайно» появляются в разных местах сада буквально по одному кустику.
Способность при всей своей скромности не теряться и всегда притягивать взоры — удивительный и неподражаемый талант этого растения. Аквилегии можно использовать и мини-группками, и в гордом одиночестве, и большими массивами, в пейзажных и упорядоченных посадках смешанных групп любой сложности и любого представительства.
Если аквилегиям предоставить полную свободу, они быстро завоюют практически весь сад, свободно и непредсказуемо появляясь по всему участку и привнося в дизайн совершенно дикий эффект, необузданность и изменчивость, но не хаотично-запущенную, а естественную и прекрасную. Если же аквилегии не позволять «разгуляться», она с легкостью сыграет роль обычного заполняющего и украшающего травянистого многолетника.
Это растение способно даже справиться с ролью красивоцветущего «штучного» украшения, отказаться от своей пейзажности и «дикости»: водосбор настолько пластичен, что способен приспособиться к любой выбранной для него роли. Характер аквилегии определяет место выращивания, «компания» и роль самой аквилегии в композиции.
Ответственные за таинственность «эльфийские колпачки»
Аквилегии совершенно не случайно получили столько разных «сказочных» прозвищ. В Европе они известны как колпачки эльфов, у нас — как водосбор, на Севере — как лесные феи, а в Латинской Америке их и вовсе называют лесными духами. Аквилегии покоряют далеко не с первого взгляда, но зато навсегда.
Это не просто одна из основных культур для озеленения полутенистых и тенистых уголков, где царит таинственный полумрак и все как будто замирает в ожидании какого-нибудь чуда. Аквилегия в комфортном ей освещении выступает своеобразным «сказочным персонажем» — она заставляет присматриваться к деталям, искать неожиданные ассоциации и притягивает внимание движением и таинственным мерцанием.
Аквилегии столь ловко дополняют пейзажные и регулярные композиции в укромном освещении, что порой их умение становиться органической частью рельефа кажется действительно сказочным. Они, сполна раскрывая свою таинственность в укромном освещении, роскошными зарослями преображают пространство и одновременно соединяют в единое целое растущие здесь растения, наполняют самые скучные уголки светом, деталями и неподражаемой игрой текстур, нюансов и эффектов.
С помощью аквилегии можно создать как акварельные заросли из хаотичной смеси «диких» растений – от люпина до ландышей — так и добавить дикой, необузданной магии композициям с более структурными солистами, такими как хоста и гейхера.
Несмотря на то что «магические» таланты аквилегии проявляются наиболее мощно в группах и смешанных посадках, аквилегия, которая благодаря самосеву или по желанию садовода пробивается по удобной площадке буквально по одному кустику также сохраняет шарм сказочной царевны. Более того, так она больше проявляет изящество силуэтов в целом и цветоносов в частности, демонстрирует в полной мере мерцающий эффект соцветий.
Аквилегии как инструмент введения веселого беспорядка в садовые ансамбли
Если вы ищите растение, которое бы привнесло в садовые ансамбли красоту естественных посадок, лесных полянок и зарослей, сполна раскрыло бы, что означает «дикая красота», на аквилегию нужно обратить внимание в первую очередь. Это самое многоликое и удивительно пластичное садовое растение, которое даже в представительстве лучших сортовых экземпляров все равно кажется необузданным шедевром матушки-природы.
Водосборы — культуры «неприрученные», и их дикость как нельзя лучше подходит для естественного дизайна. Конечно, в качестве привносящего непринужденность растения аквилегии ничуть не растеряют всех своих декоративных талантов, просто на передний план выйдет их весёлая непредсказуемость.
Умение «импровизировать» и служить милым акцентом, вносящим неожиданный беспорядок, вариативность и изменчивость присуще аквилегиям от природы. Все дело в том, что аквилегия, размножаясь самосевом, самостоятельно мигрирует с места на место и появляется в совершенно неожиданных ракурсах, да и сама меняется: семена переопыляются, сорта мутируют, и даже лучшие селективные культивары спонтанно меняются со временем и образуют новые окрасы и формы, поражая своим непостоянством.
Романтическая магия садового водосбора с аквилегией
И сортовые, и видовые аквилегии могут играть роль прекрасного партнёрского растения, которое наполнит композиции трогательными романтическими нотками. Нежная красота классических сортов или дерзкая, иногда совсем непохожая на аквилегии яркость махровых модниц одинаково хорошо подходят для романтических пышноцветных композиций.
В ансамблях со ставкой на цветение и романтику аквилегия, играя все ту же важную роль соединяющего ансамбль, наполняющего пространство объёмом и красками растения, в первую очередь раскрывает красоту линий и изящество форм. Каждый цветок этой удивительной красавицы в компании обильно цветущих растений притягивает к себе внимание необычным строением, поникающими формами и милым штрихами «дизайна».
Аквилегии в таких композициях словно ткут изящные кружева, добавляют к взрыву красок и пышноцветию тонкие, ювелирные детали. Правда, романтичный характер аквилегия сполна раскроет лишь при условии подбора контрастных крупноцветных партнеров и очень строгого выбора гармоничных цветосочетаний в композиции со ставкой на благородные, классические колеры — розовый, фиолетовый, белый.
Да, аквилегии-это любовь навсегда! Очень красивый цветок
Очень люблю аквилегии , жаль что ни все сорта размножаются самосевом . Самые красивые и любимые капризничают
Наконец-то нашла интересное, оригинальное описание аквилегии. Везде — копии одного и того же текста: сходство с когтями орла, символ глупости, женской неверности и легкомыслия…
Очень поэтично и утонченно написано, с художественным вкусом. Полностью совпадает с моим восприятием этого удивительного, изысканного, волшебно-сказочного растения.
С большим уважением к автору, спасибо!